Нарративная мастерская
 
Данила Макаров

Насыщенное описание

Мастер-класс
Каждый второй четверг у нас в Фонде происходит лаборатория «На стыке».
Нам с Олесей пришла идея, что нарративная практика подросла за время своего тридцатилетнего с лишним существования и, может быть, готова уже немножко иначе посмотреть на подходы и техники, существующие в других направлениях психологической помощи - не с целью сказать: «Модернисты – фу! Это не про нас!», а для того, чтобы обогатиться и наладить новые связи.

Вторым фактором появления лаборатории является то, что мы оба с Олесей практикуем интегральную терапию. Для меня нарративная практика – не первый подход, с которым я познакомился, Олеся тоже много, чего туда привносит – из эриксоновского гипноза и т.д.

Часто на нарративных конференциях или в сообществе, когда говоришь, что ты еще много чего используешь, все смотрят немножечко косо: «Да, но держали бы вы рамочку!» У нас с Олесей другое представление, может быть, даже не о конкретном направлении, а вообще об индивидуальных подходах. Каждый из нас практикует как-то по-своему, можно сказать, в своем направлении. Даже нарративная практика у каждого своя. Так или иначе, мы общаемся с разными людьми, читаем умные книжки и как-то обогащаемся другими практиками. И это очень классно!

Многообразие рождает эволюцию – практики накладываются друг на друга, переплетаются, на их стыке рождаются новые методики и инструменты. Поэтому такое название и придумалось.

Третьей причиной создания этого места стало то, что нам просто хотелось бы больше общаться со своими коллегами – с психологами близких направлений. Мы приглашаем их в Фонд, чтобы делиться своими находками и поддерживать жизнь сообщества.

В нашей лаборатории есть 3 главных принципа:
Наши встречи проходят не так, что приходит какая-то умная голова и что-то вещает, хотя умные головы приходят и вещают, но это не главное. Главное – то, что здесь между нами рождается что-то новое: новые возможности для применения инструментов, которые существуют в психологической помощи, может быть, новое их понимание.
Соавторство
Легитимность интеграции
Мы не смотрим косо друг на друга за то, что интегрируем разные подходы. Наоборот, наша лаборатория создана именно для этого, мы это только приветствуем!
Свободное общение
У нас неформальная атмосфера, мы обсуждаем, пьем чай с печеньками, сидим, где хотим – хоть на полу, хоть на подоконнике – и это классно!
Насыщенное описание,

или как передавать другим людям глубокие насыщенные переживания с помощью слов.
Области применения:
  1. Создание визуализаций
Это основное применение техник, которые я предлагаю. Они могут использоваться в комплексе, например, в сказкотерапии или в эриксоновском гипнозе – во всех областях, где есть визуализации, когда человек (или группа) закрывает глаза, а терапевт с открытыми глазами помогает ему что-то переживать.

2. Работа с образами непосредственно в личной терапии.
У человека могут быть вполне себе открыты глаза, он может быть не погружен глубоко в транс (хотя терапия — это всегда немножечко транс). Например, бывает сухость речи. Вроде бы человек говорит, смыслы есть, а чувств нет, и ощущаемого процесса не происходит. В такой ситуации терапевту могут помочь техники насыщения описаний.
Прежде, чем перейти непосредственно к техникам, расскажу, откуда они, как я их вычленил, почему сюда принес и захотел ими поделиться.

Представьте ребенка, который еще совсем маленьким очень любил слушать сказки - именно не читать, а слушать. Когда мама рассказывала их мне с интонациями, у меня возникали какие-то совсем другие, насыщенные образы. Я просил маму читать мне сказки вплоть до средней школы, потом она сказала: «Надоел, читай сам!»

До этого момента слушать мамины сказки было моим любимым в жизни занятием!
Предыстория
Потом я открыл для себя психотерапию. Девять с лишним лет я ходил в центр «Социум», где на групповых занятиях было очень много визуализации: как сказок, так и конкретных представлений, например, "Дом твоей души" или "Звездочка". Эти занятия отпечатались довольно глубоко и в том, как я думаю, и в том, что я делаю, несмотря на то, что это была больше системно-семейная работа. Первый подход, где я прошел обучение, была нарративная практика, но многие инструменты из «Социума» остались со мной до сих пор.

Потом я открыл новые инструменты, знакомясь с техниками гипноза, например, с пресловутой Милтон-моделью из НЛП, и отбирал подходящие для себя, просто смотря на то, что работает для меня, что - для моих друзей. Например, у нас с друзьями сейчас есть практика – мы собираемся в круг, кто-то один говорит: «Представьте себе…», мы закрываем глаза и визуализируем какое-то переживание. Это может быть совсем короткий момент, буквально 5 минут, но описанная до подробностей такая визуализация всегда вдохновляет.

Надеюсь, что с нашей встречи каждый участник лаборатории унесет свою собственную визуализацию, которую потом можно использовать напрямую или как опору для чего-то большего.
Трансовые техники для создания визуализации
Здесь важно понимать, что транс – это состояние между альфа- и тета-волнами мозга:
Альфа-волны преобладают, когда мы спокойны и расслаблены;
Тета-состояние – это полудрема, когда мы уже проснулись, но еще не поняли, куда сегодня идти и что делать: какие-то обрывки снов нас догоняют, что-то мы вспоминаем из них, что-то, может быть, медленно начинаем понимать, но все очень размыто – все как бы немножко в тумане.

В диапазоне между альфой и тетой – от спокойного расслабленного состояния до состояния полудремы, когда мало что понятно, – как раз и существует транс.
Важно! Согласно постулатам эриксоновского гипноза, трансующий человек сам должен быть, как минимум, в альфа-состоянии во время транса.
Техники входа в транс

Что помогает войти в транс:

Разрешите человеку расслабиться:

«Сейчас вы можете не расслабляться, но можете расслабиться, если хотите. Вы можете закрыть глаза и почувствовать, как погружаетесь куда-то чуть глубже».

Такие разрешения не директивны. Я не приказываю человеку входить в транс, его внимание направляется на наличие возможности изменить немножечко свое состояние. Точно также в нарративной практике мы вопросами указываем на некие возможности.
Разрешение
С человеком можно заключить договор:

«Слушай, сейчас я вижу, что ты пришел ко мне из своей жизненной суеты, а хотелось бы продолжить работу над вопросом, с которым ты прошлый раз приходил. Это довольно глубокий, сложный вопрос. Если хочешь продолжить, то приглашаю тебя в небольшое путешествие, с помощью которого ты сможешь настроиться на это.»

Такое изменение состояния позволяет в работе очень многое.
Приглашение
Иногда беседа на консультации может идти в немножко тревожном тоне. Если в этот момент начать задавать человеку вопросы про будущее, можете представить себе, какое будущее или какие желаемые действия он будет видеть перед собой.

Но если чуть порасспрашивать человека, или предложить ему какую-нибудь технику, так или иначе изменяя эмоциональный контекст беседы, он станет позитивней, может быть, расслабленнее или заинтересованнее. Спектр состояний, из которых предоставляется возможность конструирования более позитивных реальностей, разнообразен.
Эмоциональный контекст
Это одна из основных техник, которой я пользуюсь в своей практике.
Важно! Понятно, что техники предложения и разрешения как раз-таки и могут использоваться для создания эмоционального контекста.
Техники внутри транса
Внутри транса всегда происходит движение, но немножко по-другому, чем в нарративной практике, хотя это и движение от знакомого к неизвестному. Знакомую вещь проще представить.
Если вы, начиная транс, скажете: «Представьте себя сферическим конем в вакууме, висящим в воздухе на облаках, объявших всю землю!», то человеку это на самом деле очень сложно будет вообразить и прожить.





Для того, чтобы погрузиться в состояние, где это становится возможным, используются различные техники перехода, где происходит как бы ступенчатое шагание. Я применяю в основном две из них:
  1. Техника порталов;
  2. Техника помощника.
Это путешествие в незнакомый город, по которому можно ходить и смотреть сначала на здания этой эпохи, потом прошлого, дальше здания перемешиваются между собой. Наконец перед входом в саму визуализацию, которую я хочу подарить человеку, мы находим странную дверь. Она открывается, и мы видим там комнату, явно волшебную. Человек рисует себе комнату волшебника, и в ней волшебный шар. Я предлагаю:

«Если хочешь, ты можешь подойти и заглянуть в него. И вот облака, и мы погружаемся куда-то... И вода, и из воды мы выныриваем…»

И каждый такой переход – это ступенька на уровни, где воображение человека все больше начинает самопроизвольно порождать новые образы. Ему уже не требуется прилагать к этому усилий – подул ветер, и он может легко представить в этом состоянии, что это за ветер, как он ощущается, как пахнет. Весь спектр ощущений приходит с одним образом «подул ветер» - огромный насыщенный спектр впечатлений, как в жизни, а может даже и насыщенней, потому что здесь человек может воображать, что угодно.
Техника порталов
Это техника из имаготерапии Вачкова (хотя, наверное, используется еще много где).

Здесь, мы всегда начинаем путешествие с очень знакомого или очень безопасного места, и представляем некое существо, которое здесь живет, олицетворение места. Мы обсуждаем, кто это может быть, и вместе с ним отправляемся в путешествие. Это существо создает ощущение безопасности, а также всячески помогает, потому что на волшебном помощнике можно летать, он может творить чудеса, давать ответы на вопросы, указывать, что стоит делать в том или ином месте, и в конце именно он может вернуть нас обратно.
Волшебный помощник
Техника выхода из транса

Оттуда, из транса, можно взять имя или образ, который можно потом перенести в реальность, нарисовав его, например. В трансе можно сконструировать дом души – своеобразные чертоги разума, куда можно приходить и где живут важные для человека люди, его воспоминания и эмоции. Все это создано в визуализации и может остаться с человеком, как сувенир, который навсегда останется с ним. Теперь он может вернуться туда, когда захочет – у него есть небольшой карманный портал в нужное состояние или к ресурсу, который мы нашли.
Сувенир
Для завершения транса я конструирую историю про некий сувенир.
Интонации,
или как говорить, чтобы это не было просто словами
«Стихи надо писать так, что если бросить стихотворением в окно, то стекло разобьётся.»
Д. И. Хармс

Конечно, не надо ничего разбивать, но слово должно звучать так, чтобы оно меняло само по себе звучание, или отражало то, что сказал человек. Допустим, он говорит: «Мне страшно», мы отражаем это эмоционально: «Тебе страшно?» - и он понимает, что это что-то проживаемое. Таким образом мы можем воплотить и позитивные переживания. Человек говорит: «Я люблю…» - «Ты любишь?!» (произнося с чувством глубокой нежности в голосе).
Для того, чтобы родилась такая интонация, должен быть небольшой затакт, то есть действие перед произнесением. Если у вас уже наработан этот навык, вы много говорили так, то можно обойтись без подготовки. Но вообще неплохо себя немножко потренировать.

Ты как бы представляешь этот образ, который хочешь произнести: сначала его проживаешь немножечко, может быть, даже отождествляешься с ним. Слова «Ты - зайчик» будут звучать по-другому, если ты перед тем, как их произнести, почувствовал себя зайчиком. Мне кажется, что просто мы так устроены, что наши мозги каким-то образом входят в синхронизацию, в том числе, с помощью такого инструмента как речь.

Я произношу в определенном состоянии слово, наполняя его содержанием, переживая его, и человек, слыша это слово, тоже его переживает.
Поэтому важно перед тем, как вы начнете вводить человека в транс, в некотором смысле затрансовать самого себя, чтобы найти нужную интонацию – это самое главное.
Уверен, что владея этой копилочкой инструментов и представлений, вы сможете создать визуализацию, конечно, подготовив себя определённым образом.

У меня был опыт, когда я, еще учась в магистратуре, давал это студентам, и у них получилось, причем это был мастер класс всего на 20 минут!

Поэтому могу точно сказать, пусть немножко по-эриксоновски, что реально визуализации легко может освоить любой по очень простым принципам, с которыми мы познакомились.
Вопросы-ответы
  • Участник лаборатории:
    - Если человек очень рациональный, полный IT/digital совсем ничего не представляет: «Ни зайцев, ни порталов не вижу вообще!» Что ты делаешь в этом случае?
  • Данила Макаров:
    - Если на личной консультации человек говорит, что ему не ОК, я этого не делаю, потому что это не работает. На самом деле степени переживания у всех разные. Это тоже определенный навык погружаться в трансы, который тренируется, но его может и не быть. Когда речь идет о группе, и такой человек в ней есть, можно просто ему предложить проявить уважение и поддержать остальных. Эмоционально взывать, скорее всего, бесполезно, потому что обычно у таких людей с эмоциями тоже проблемы. Поэтому слово «уважение» здесь корневое - что такое уважение примерно все знают.
  • Участник лаборатории:
    - Случалось ли, что ты даешь человеку хорошие метафоры, все красиво и позитивно, а он вдруг плачет? У нас просто был такой случай на занятии: девочка заплакала, и преподаватель сказал – прекращаем! Там все было совершенно нейтрально – речка, полянка. Видимо, человек вкладывал в это какие-то очень сильные смыслы, из-за чего расплакался.
  • Данила Макаров:
    - Человек может плакать от счастья. Я лично и многие люди на визуализациях, которые я проводил, плакали, например, представляя встречу и принятие своих родителей маленькими. Но бывают ситуации, когда визуализацию нужно прекращать, если люди плачут.

    В вашем примере я, может быть, и сам прекратил бы работу, потому что у учебной ситуации должны быть границы. Я не могу позволить себе сейчас выйти из урока и начать с человеком личную терапевтическую работу. Хотя на самом деле произошел какой-то процесс, однозначно для человека важный, и из этого можно достать что-то очень важное. Но, наверное, урок перестает быть уроком, когда захлестывают эмоции.

    На личной консультации эти все вещи оговариваются, и потом обсуждается переживание, которое было. Можно спросить, о чем эти слезы, чтобы понять – человек боится или, наоборот, его что-то отпустило? Может быть, совсем безопасная штука произошла.
  • Участник лаборатории:
    - Как ты относишься к группам? Когда ты говоришь, что все сидят с закрытыми глазами, вспомнилось о том, как работал Гроф и его последователи работают. Там, правда, ситтеры еще были.
  • Данила Макаров:
    - Я никогда не использовал техники трансцендентальной терапии в личном опыте. Точнее, я не использовал это с другими людьми, но на себе да, у меня был опыт холотропного дыхания, плюс целое время жизни я посвятил альтернативным холотроп техникам трансцендентальной медитации. Но зная, что происходит на холотропных сессиях, я готов взять ответственность, наверное, только за себя. Прежде всего, потому что по закону нужен медик - это не я так считаю, это закон. К Грофу, как и к Хеллингеру, отношусь позитивно, но мне, конечно, не кажется, что это истина в последней инстанции.
  • Участник лаборатории:
    - С одной стороны мы часто хотим использовать визуализацию для того, чтобы человек расслабился, и действительно перешел в более-менее рабочее состояние для того, чтобы говорить о будущем. С другой стороны, он может быть в таком стрессе, что как раз его возможности заниматься визуализацией закрываются. Получается, что мы вроде бы хотим ему помочь, но стресс не снимается. Как тут быть?
  • Данила Макаров:
    - Это уже тонкости, как можно менять состояние человека. Из того, что я уже назвал – это то, что самому нужно быть в хорошем состоянии и транслировать его, передавать. Чтобы настроиться и войти в такое более глубокое состояние, из которого будет легче и усваиваться интонирование, и восприниматься визуализация, предлагаю два упражнения. Думаю, что они помогут ответить на этот вопрос.
Практикум
Упражнение
«Два философа»

Это связано с главной техникой эриксоновского гипноза - с наведением неопределенности.
Суть упражнения простая – пятиминутный разговор в парах неопределенными высказываниями, которые могут быть никак не связаны с предыдущей репликой.

Пример:
- Все люди могут научиться любить.
- Да, и где-то есть место, где всем всегда хорошо.
- Да, и все, что есть, когда-нибудь кончается.
- Да, и ничто не кончается, не родившись.

Можно использовать неопределенность абстрактных глаголов (представить, понять, зародиться, любить, внять и т.д.) и существительных (люди, место и т.д.) – они дают простор воображению при создании неопределенных философских высказываний.

Например, «Да, и река не всегда мокрая» говорить не стоит – высказывание очень конкретное.

Это такой пинг-понг. Разум все равно будет находить связи, но пытаясь их простроить, он будет входить в то состояние, в котором это будет вообще возможно. Такая беседа философов на самом деле вообще ни о чем и обо всем – о самых абстрактных, самых общих вещах.
Упражнение
«20 прилагательных»
Цель упражнения - вытащить насыщенные образы.
Упражнение выполняется в парах.
Каждый участник по очереди называет по 10 прилагательных (всего 20) на заданную тему. Причем сделать это нужно так, чтобы собеседник прочувствовал переживание, которое вкладывает говорящий в описание.
Для этого нужно сначала представить нужное состояние, внутренне его пережить, а потом уже озвучить.

Например, слово «Яркий» можно сказать так, что даже сам немножко взбодришься, когда его произносишь.
Темы:
  1. Видимые объекты – все, что можно увидеть;
  2. Вкусовые ощущения - как можно описать еду или то, что попадет нам в рот;
  3. Ощущения тела и прикосновения.
  4. Звуки – все, что можно услышать, слуховые ощущения;
  5. Эмоциональные ощущения
Обращайте внимание на прилагательные, они запускают процесс насыщения описания.

Потом можно добавить и глаголы, и существительные, и словосочетания по той же схеме:
● Представьте,
● Проживите,
● Произнесите.
Создание визуализаций
Используя все, что вы прочли и все, что умели до этого, вы теперь можете подарите другому небольшое путешествие туда, куда ваш собеседник хотел бы сходить.


Это творческий процесс, даже художественный, ваш интерес к нему - здесь лучший проводник.