СЛЕДУЯ НЕЙРОННЫМИ ПУТЯМИ:
нарративная практика, нейронаука, тело, эмоции и аффективный поворот
Открытие (по крайней мере для меня!) №1: Наука опосредована психологией
Майкл: Значит, тётушка Мэри... если бы тётушка Мэри могла быть здесь и слушать этот разговор, она бы услышала о некоторых из этих связей, что Крис в каком-то смысле подхватила и воплотила некоторые из этих навыков в своём утешении и помощи другим, услышала бы про связь этого с чем-то, что было важно для тётушки Мэри в жизни. Как тебе кажется, что могла бы чувствовать тётушка Мэри, если бы она была здесь? О чём бы она думала, в контексте своей жизни и...
Жюсе: О своей жизни, о, я думаю, она была бы глубоко тронута той любовью и нежностью, что она показала той маленькой девочке, которая, как она могла догадаться, была в глубоком ужасе; знаешь, она предложила ей свою любовь и приветила её и теперь, видеть этого маленького ребёнка взрослой и дающей то же самое каждой разбитой и раненой женщине... Думаю, тётушка Мэри была бы глубоко тронута этим, ммм.
Майкл: Как ты полагаешь, могла бы она подумать, что её жизнь была ради чего-то?
Жюсе: Да, абсолютно так.
Майкл: Да, даже несмотря на то, что она была отрезана от Крис?
Жюсе: Даже несмотря на то, что был построен забор, да.
Майкл: Да.
Крис: Это, о, боже, это так прекрасно (со слезами).
Майкл: Что прекрасно, Крис?
Крис: О, думать, что я могла бы сделать что-то в её честь
Майкл: Да
Жюсе: Ммм, ммм
Крис: О, вот это да!
Майкл; Что, по твоим ощущениям, она бы чувствовала сейчас по отношению к Крис, к предпринятым ею шагам?
Жюсе: Ну, вероятно, нежность; думаю так, Майкл
Майкл: Нежность по отношению к ней?
Жюсе: Да. Радость, возможно смущение. Ты знаешь, что я имею в виду. Ну, потому что видеть, что Крис предлагает всем этим женщинам, что все эти женщины столкнулись с ужасными событиями, видеть, какой целительный эффект оказывает присутствие Крис на их жизнь; думаю, тётушка Мэри была бы в шоке от этого! [смеётся]
Крис: Я никогда не думала, что вообще живу на одной планете с остальными — не думала, что могу хоть что-то сделать, что выразило бы мою благодарность [со слезами].
[Жюсе передаёт Крис салфетку и берёт одну себе, потому что они обе в слезах]
Майкл: Да, да
Жюсе: Разве это уже не очень много?
Крис: Ммм. Пожалуй.
Жюсе: Дать тебе салфетку, Майкл? (смеётся)
Майкл: Не откажусь, на самом деле. [Жюсе передаёт Майклу салфетку, поскольку он тоже в слезах]. Ммм, я много думал об их грусти по поводу потери связи с Крис и как важно для них было бы знать, что это не было полной потерей, что некоторые из их даров теперь передаются другим женщинам тем особенным способом, каким это делает Крис. Так что да, об этом я думал.
Крис: Так значит, это оттуда невесомые нити [навыки утешения] появились? Вот это да, я никогда бы не подумала.
...
Майкл: Их образы [соседей] останутся и со мной. Я только что представил их грусть от потери связи с тобой и этот образ, знаешь, их навыков утешения и то, что, как я чувствую, ты принесла в их жизнь, что помогла увидеть Жюсе. Это останется со мной, это прекрасно.
Крис: Ммм (M. White, 2000b)
Открытие (по крайней мере для меня!) №2: Обнаружить потрясающие феминистские труды об аффективном повороте, авторами которых в том числе были Рут Лейс, Энн Цветкович, Маргарет Уэзерелл, Клэр Хеммингс и Дебора Гульд...
Я приведу четыре примера на букву D из словаря, который на момент написания статьи продолжал пополняться:
Открытие (по крайней мере, для меня) №3: Мне очень по душе проекты, посвящённые чувствам сообществ!
Кажется, это новые друзья, с которыми мы как нарративные практики могли бы поиграть…
Открытие (по крайней мере, для меня!») №4: Существует давняя (не рассказанная) история эмбодимент-нарративной практики!
По отношению к самоненависти:
Что самоненависть предлагает вам думать о себе?
Какие семена представления о себе она сеет в вашем сознании? Как предлагает обращаться с вашим телом?
Приглашает ли она вас ухаживать за телом или требует отвернуться от него?
Предлагает ли она обращаться с вашим телом с сочувствием или побуждает выбрать иерархический и дисциплинарный подход к вашему телу? (M. White, 2004b, p. 125)
Когда мы говорили о том, как самоненависть принуждает вас обращаться с вашим телом, вы упоминали, что она требует от вас наносить порезы. Я хотел узнать, о чём это, и вы сказали, что отчасти это про дисциплинирование тела. Поэтому мне бы хотелось узнать — каково это для вас? (M. White, 2007, p. 47)
Как этот шаг по возвращению себя изменил ваше отношение к своему телу?
Как вы думаете, подрывает ли это те высказывания в адрес вашего тела, что были сделаны другими в прошлом? (M. White & Epston, 1990, p. 158)
В какие виды действий по отношению к телу и душе этот способ мышления и этот способ жизни вовлекает/вовлекал вас? Как эти способы мышления и жизни влияют/влияли на ваше отношение к себе? Какие рамки они задают/задавали вашей жизни? (M. White, 1992, p. 50)
В один из моментов беседы я немного расспросил его о том, как это «причинение вреда» влияет на его чувства, потому что я вижу, что его мать плачет. И я спросил: «Ладно. Как это влияет на твои чувства? Вызывает ли это грусть?» Он был не уверен. Мы поговорили ещё, и он сказал, что да, это вызывает в нём грусть. Я спросил: «Ладно, проявляется ли это так, как проявляется у твоей матери? Со слезами или по-другому?». Он ответил: «По-другому». И я спросил: «Хорошо, я могу увидеть, где эта грусть в её теле; а где она в твоём теле? Здесь? Или там, или вот тут? Где она?» Из набора вариантов он выбрал сердце. Потом я спросил: «Каково это, когда ты испытываешь эту грусть в своём сердце?» И он ответил: «В это время я чувствую одиночество». У него никогда не было возможности дать голос этим представлениям в своей жизни, это было что-то абсолютно новое. Повторюсь, это достижение: он связывает эти акты насилия с «причинением вреда», с грустью, с тем, где она проявляется в его теле, с чувством одиночества в жизни — и всё это новые повороты (M. White, 2011b, p. 120)
Иногда очень важно замечать и обращаться к переживаниям, эмбодированным в терапевтическом пространстве. В этом примере из практики Майкла, он — в отсутствии словесных выражений — в первую очередь задействует пожимания плеч и кивки юноши (телесные проявления), а затем признаёт значимость одинокой слезинки.
Это открыло для нас пространство для более коллаборативной совместной работы. «Дэниэль, каково это для вас — когда вас убеждают в таких негативных идеях в адрес самого себя?» На этот раз Дэниэль не стал пожимать плечами в качестве ответа. Он посмотрел на родителей, и восприняв это как подсказку, я спросил их: «Как вы думаете, каково Дэниэлю, когда его убеждают в таких негативных идеях в адрес самого себя?» В ответ Том сказал: «Думаю, это побуждает его чувствовать одиночество — и чувствовать себя несчастным тоже». «Я полагаю, что втайне ему грустно из-за этого», - сказала Люси. - «Потому что я уверена, что мокрые следы, которые я иногда замечаю на его подушке по утрам, остаются от слёз». Я посмотрел на Дэниэеля — подтвердит ли он это или нет? Внезапно в уголке его глаза я увидел слезу. Мы все видели это. Дэниэль отвернулся, и когда он снова обернулся к нам, слеза успела испариться и исчезнуть. Но после неё всё изменилось, появилось направление движения. Возникновение этой слезы сигнализировало о том, что Дэниэль занял позицию по отношению к проблеме — позицию, которую уже занимали остальные. И как будто впервые у членов семьи появилась возможность объединиться друг с другом и мной в своих усилиях по освобождению жизни от того, что стало таким ужасным положением (M. White, 2004b, p. 123)
В своих первых трудах, посвящённых работе с детьми, Майкл Уайт и Дэвид Эпстон описывали множество способов обхода тупиковых ситуаций разделения тела/сознания (см. M. White & Epston, 1997). Иногда это означало перемещение от эмбодированного опыта к смыслам таким образом, чтобы получило признание то, чему люди (включая их тела) придавали ценность:
Мартин, 8 лет, и его родители обратились ко мне по поводу его боязливости. Эта боязливость была частью жизни Мартина с 4 лет, а эффекты от неё проникали во все сферы. Она была связана с физическими феноменами, такими как головные боли и боли в желудке, с огромной неуверенностью в социальном контексте, с бессонницей и множеством досаждавших ему тревог. Родители Мартина сделали всё, что было в их силах, чтобы понять причину. Однако ни одна из их попыток не увенчалась успехом, и теперь они готовы были смириться и предположить, что он просто боязливый мальчик.
Мы быстро двинулись по пути экстернализующего разговора, и Мартин впервые дал характеристику своим переживаниям. Я поддержал его в назывании каждого из этих переживаний и чётком отделении одного от другого, графическом описании, развёрнутом разоблачении их действий и деятельности, рассмотрении последствий этого и формулировании некоторых заключений о том, что всё это говорит о том, какие планы переживания строили на его жизнь. Таким путём экстернализующий разговор сделал осязаемым ранее неосязаемое: были заданы границы, или рамки, проблемы, которая раньше охватывала собой всю жизнь Мартина.
По мере более близкого знакомства с природой этих переживаний я увидел возможность расспросить мальчика о союзниках, которые могли бы их поддерживать. Поскольку у этих переживаний теперь были насыщенные описания, Мартин без особых сложностей соотнёс их с контекстом своей жизни. От него я узнал, что они очень поддерживались событиями в мире, включая цунами 2004 года, эпидемию СПИДа в Африке, войну в Ираке и Афганистане, суицидальные атаки на Среднем Востоке. Откуда у него столько информации об этих процессах? Без ведома родителей он регулярно смотрел новости о мировых событиях по телевизору.
Мартин обнаружил себя в разговоре с родителями, которые признавали его переживания. Они теперь не рассматривались как иррациональные. Мартин не только чувствовал, что его переживания разделяются, но ощутил уважение со стороны других по отношению к тому, что он ценит в жизни, почувствовал гордость родителей за него. Теперь он не был просто боязливым мальчиком в их глазах, они поддержали его в разговоре об этих переживаниях и продумывании плана, как обходиться с ними. Всё это приносило огромное облегчение Мартину. Негативные физические последствия переживаний быстро исчезли, как и его бессонница и большая часть неуверенности; и хотя он оставался очень обеспокоен мировыми событиями, эта обеспокоенность теперь не подчиняла его себе, мешая успешно справляться с жизнью. Если в контексте терапии эти переживания рассматривались бы исключительно в негативном свете, Мартин и его семья могли бы никогда не обойтись с ними таким образом (M. White, 2007, pp. 36–38)
Открытие (как минимум для меня) №5: Эта статья завершена!