Нарративная мастерская
 
Материал по итогам встречи ВИТАЛИЯ НЕМЫКИНА
ПОБЕДИТЬ
НЕЛЬЗЯ
СОТРУДНИЧАТЬ
В поисках решения конфликта между Человеком и Проблемой

Я большой любитель экстернализации. Это схоже с монстрологией в компьютерных играх, где много разных бабаек, и нужно знать, что они умеют, в чём их слабые места. И я предпочитаю сделать из монстра что-то приятное, помогающее, что не будет мешать, а станет, наоборот, союзником. Все время быть сильнее проблемы всё-таки невозможно — иногда случаются кризисы и если мы проблему загоняем под ковёр, она там всё равно остаётся жить.


Как конфликтологу мне стало интересно, как не побеждать проблему, а действительно дружить с ней, находить общий язык. За время практики я насобирал всяких интересных и прикольных приемов, которые позволяют узнать проблему как личность, идентичность, которая мешает, как-то вредит, но в целом у неё есть свои мечты, стремления, убеждения.


Вначале расскажу, как я к этому пришёл, а потом предложу дополнительные вопросы в карте экстернализации, и дополнительные уровни к карте пересочинения.

Об авторе:
Меня зовут Виталий Немыкин.
Лучше просто Виталик, и лучше обращаться ко мне на «ты».
Мой путь:
1
Войти в IT и выйти
Я недоучка: в 1999-м я поступил в СГУ на факультет психологии, но со 2 курса забрал документы и поступил в технологический ВУЗ в сферу IT.
Через 20 лет я завершил карьеру в IT и пришёл в сообщество Polyhug в Санкт-Петербурге. Там начал вести коммуникативные тренинги, обнимательные вечера («каддлы») и группы психологической поддержки. Часто сталкивался с проявлениями страха, стыда, вины, стеснения у участников, поэтому для эффективной работы обложился книжками Фрейда, Адлера, Берна, Михаила Покрасса, Николая Линде. И тогда же началась моя личная терапия — в подходах НЛП и эмоционально-образной терапии.
2
Поворот в конфликтологию
В группах бывают конфликты, и мне захотелось научиться решать такие случаи. Конечно, как ведущий, я могу победить участника в какой-то конфликтной ситуации, но он обидится и уйдёт. Это мне не подходит, поэтому я хотел действовать так, чтобы всем было классно.
Я пошел обучаться на конфликтолога в НАДПО — это дистанционная платформа, там очень мало практики и очень много теории. Поэтому параллельно в своем коммуникативном клубе я организовал себе практику — вёл тренинги по разрешению конфликтов, где был и ведущим, и участником одновременно. Это было очень весело и очень полезно.
3
Поиск модальности для ведения групп
Я собирался и дальше вести открытые группы, и стал искал такой терапевтический подход, который мне позволил бы насыщать мероприятия и теорией, и практиками. А вокруг были одни гештальтисты, для таких групп это не очень подходило.
Одна знакомая рассказала про нарративную практику: «Вообще классная штука, посмотри, Виталик!» Посмотрел — действительно классная, тем более что в Нарративной Мастерской есть курс по ведению групп. Меня это заинтересовало, понравились инструменты и философия подхода. И я стал учиться.
4
Трансперсональная психология
В школу духовного развития PsyDao (Красноярск) меня позвала моя девушка. Там был очень качественный блок трансперсональной психологии, но весьма много сочленений с эзотерикой и религией. Мне не очень зашло, но это обучение придало очень много уверенности и устойчивости как практика, если сейчас ретроспективно посмотреть.
5
Частная практика
После II ступени у меня сразу же началась частная практика: один из добровольцев, с которым я отрабатывал задание, захотел со мной работать дальше.
И я также заинтересовался эмоционально-образной терапией, потому что опробовал её на себе и на группе, и продолжал дальше развиваться в этом направлении. Перечитал многое из того, что написал Линде, до сих пор смотрю все его вебинары. У меня не всё получается, но это классный чемоданчик дополнительных инструментов для экстернализации, потому что проблема в ЭOT тоже рассматривается отдельно. Специфика только в том, что это аналитический подход. Однако, если отказаться от интерпретаций, то очень даже соответствует философии нарративного подхода.
За последние два года я закончил базовый курс нарративной практики, сейчас звершаю крутой курс по работе с телом у Алёны Рожковой — очень советую. Также в мастерской Аксиньи Астафьевой учился работать с людьми, у которых имеются психиатрические диагнозы.
В общем, мой бэкграунд, в основном, групповой, и тесно связан с темой конфликтов. И сейчас в индивидуальной работе, если мы говорим о проблеме, я воспринимаю это как конфликт, который можно попробовать решить, потому что это будет самый эффективный способ.
Но давайте посмотрим, как мы это делаем в нарративной практике.
РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ
Нарративная практика
В нарративной практике у нас есть карта экстернализации. Мы отделяем Проблему и изучаем её.

Смотрим, как она действует, какими методами, когда она мешает и когда нет, какое у неё расписание, что это о ней говорит, как это ее характеризует. Мы анализируем взаимодействие, потому что и Проблема влияет на собеседника, и собеседник влияет на свою Проблему.

Мы узнаём цели, и если цели совпадают (иногда у Проблемы бывают хорошие цели), то можно действительно с ней договориться. Основной способ договориться, который предлагается на базовом курсе нарративной практики — это заключить с Проблемой договор. Например, написать письмо или попробовать установить с ней правила.
Но если такую цель не удаётся найти, если цель Проблемы, всё-таки, вредить — тогда ничего больше не остаётся, как укреплять предпочитаемую идентичность человека с помощью карт пересочинения, восстановления участия, определения позиции №2 и так далее. Человек становится сильнее, чем Проблема, он учится справляться с ней, жизнь налаживается, и налаживается примерно так:

Человек в центре, вокруг друзья, помогающие персонажи, важные люди в жизненном клубе. Проблема никуда на самом деле не делась, она такая маленькая, обиженная злюка, которая ищет, как бы все-таки иногда портить немножко жизнь. Но она уже очень мало портит, совсем чуть-чуть. Бывает, наследит где-нибудь в коридоре — можно убрать и всё.

Конфликтология


В конфликтологии это воспринимается по-другому. В конфликте победить невозможно, потому что проигравшая сторона всегда будет искать способ взять реванш, восстановить справедливость, по её мнению, потому что она чувствует обиду. Конфликт сохраняется, но он просто скрытый. Он просто ждет своего часа, когда человек вдруг станет без ресурса, потеряет бдительность или может быть, какой-то кризис случится в жизни, или вообще окружающая обстановка изменится. Тогда снова Проблема может взять верх или прийти и прямо хорошо начать снова портить жизнь.

Как решить Проблему в конфликтологии? Нужно дать желаемое и одной, и другой стороне. Только сначала нужно найти способ, чтобы это желаемое выяснить: что же на самом деле желает Проблема и что же на самом деле желает человек. То есть, чтобы оба получили желаемое и это не ущемляло ни одну из сторон.

ЭОТ


В эмоционально-образной терапии всё так же, только другое объяснение. Ведь в сущности, Проблема является частью психики человека, хоть и рассматривается отдельно. Но она же в голове живет, и поэтому считается, что терапевтический процесс не завершён, если проблема из негативного образа не трансформировалась в позитивный — если не произошло такой трансформации, что проблема стала не черненькой и злой, а светленькой и доброй. Если такое случилось, значит, проблемы уже нет. А есть теперь помогающая супер-идентичность. И это очень хорошо будет сказываться на качестве жизни человека.

Это тот момент, который мне откликнулся в конфликтологии и в ЭОТ. Но его не хватает в нарративной практике: если мы не находим у Проблемы хорошую цель, остаётся только делаться сильнее, наращивать свои способности с Проблемой справляться, выгонять её — в общем, соперничать, сопротивляться, сражаться. И как раз именно нарративными методами я решил что-то с этим сделать.
Марина:
Моя психологиня практикует нарративный подход и еще использует технику Internal Family System. Это направление выросло из системной семейной терапии. Там круг участников конфликта расширяется, могут участвовать не две, а большее количество сторон. На ситуацию смотрят как на систему. Мы в конфликте используем образ лука, где мы снимаем один слой за другим. Там образ лука тоже подходит, но еще точнее образ чеснока, когда есть некая система, есть зубчики чеснока. Получается, что мы рассматриваем конфликт еще шире, когда есть не две противоборствующие стороны, а целый пук. Чаще всего это целая система.
Я вспомнил, что в нарративной практике есть вопрос: какие у Проблемы есть друзья? С кем она дружит, и какие у нее враги? Это как раз поможет определить, что в этой системе еще кто-то есть.
Саша:
Мы с собеседниками часто приходим к мысли, что Проблема редко хочет просто нагадить. Чаще всего она хочет чего-то хорошего, но действует максимально кривыми методами. Поэтому мне было очень прикольно услышать как раз в твоем ракурсе, и сейчас я большом ажиотаже — интересно, что будет дальше!
ЕСЛИ ЦЕЛИ НЕ СОВПАДАЮТ
Виды проблем
Если мы исследуем Проблему обычными шагами экстернализации, которые мы знаем, и на шаге определения своей позиции и отношения собеседник говорит: «Нет, мне не подходят ни методы Проблемы, ни цель», — что делать?

Я решил немножко в монстрологию уйти, используя знания, которые у меня есть из других модальностей, из того же самого транзактного анализа. Это очень условно, потому что нет объективной истины, но какую-то модель можно взять и относительно этой модели построить вопрос, который может помочь.
Условные виды проблем
Из тех проблем, с которыми мне доводилось сталкиваться, я выделил четыре большие категории:
  • 1) Критикует, обесценивает, унижает, сравнивает
    (критикующий родитель, цель обычно хорошая)
    Чаще всего те Проблемы, у которых цель хорошая, это те, которые твердят: «А у других лучше получается!», или «У тебя недостаточно хорошо!», или «Чему ты радуешься, что это за достижение?». Условно, это фигура критикующего родителя. Да, Проблема действует максимально корявыми, совсем не помогающими средствами, но цель обычно хорошая, например, чтобы у человека было все хорошо в жизни, были достижения. Нарциссический такой родитель.
  • 2) Бунтует, открыто или скрыто вредит, хамит, приносит апатию, отвращение
    (отвергнутый ребёнок)
    Проблемы, которые просто мешают, вставляют палки в колеса, вредят, или душат своей апатией, или внушают отвращение ко всему, что делают, или к другим людям. Это бесцельный бунт против всего. Цель – бунтовать, цель – мешать. Такие Проблемы часто встречаются в моей практике. Можно назвать её «отвергнутый ребенок», потому что если ей уделить внимание, дать то, чего ей не достает, она прекращает вредить.
  • 3) Внушает страх, тревогу, вину, стыд, беспомощность, мысли о насилии
    (травма - личная или системная)
    Есть Проблемы прямо про страх, тревогу, вину, стыд, беспомощность, «Я маленький», или что можно и хочется жестоко поступить с кем-то. Эта Проблема приносит насилие, заставляет чувствовать злость на всех, попадающих под какой-то критерий. Очень вероятно, это личная или системная травма (травма свидетеля).
  • 4) Подавляет желания и намерения проявляться, чувствовать, жить, помогать другим
    (предписание)
    Также есть Проблемы, которые просто подавляют намерения, желания, или просто быть счастливым. Здесь я вспомнил книгу Филиппа Лендера «12 родительских предписаний», эту концепцию часто используют в разных модальностях, в основном аналитических и поведенческих. Эти предписания — «не живи», «не будь», «не чувствуй», «не сближайся», «не помогай», «не замечай» и так далее, — как некие установки, которые глубоко с детства закладываются невербально родителями или значимым окружением.
Эта условная классификация может предложить хорошие вопросы. Меня это наталкивает, например, задать вопрос про проблему, которая бунтует, мешает: «Против чего она бунтует, как ты думаешь?»
РАСШИРЯЕМ
ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЮ
Шаги экстернализации и ландшафт идентичности
Я решил пойти дальше и сделать систему. Поскольку мы Проблему уже рассматриваем как идентичность, наделенную какими-то личностными качествами, чертами, то почему бы не вспомнить про ландшафт идентичности? Давайте скрестим его с экстернализацией:
Шаги экстернализации
1. Определение и описание Проблемы
2. Изучение влияния Проблемы на человека и человека на Проблему
3. Выбор и обоснование позиции
4. Намерения и будущие действия
Ландшафт идентичности *
1. Знания и навыки
2. Ценности
3. Убеждения
4. Роль
5. Смысл и миссия
* Ландшафт идентичности помечен звездочкой, потому что он не совсем совпадает с тем, что есть в обучающих материалах по нарративной практике. Я добавил роль. Но, в сущности, роль — это тоже некий принцип, способ построения смыслов.
Когда мы проводим экстернализацию по классике, мы определяем Проблему, описываем её: какая она, какого размера, цвета, где она прячется, какое вообще ее поведение, — потом изучаем, как она влияет на человека, как человек влияет на Проблему, выбираем позицию, как мы относимся к ней, и из этой позиции вытекает следующий четвертый шаг: что же мы собираемся делать с Проблемой и как. Обычно мы всё это делаем на ландшафте действий. Там есть только чуть-чуть вопросов про цели и ценности.

Но почему бы не посмотреть, что вообще-то — то, что знает и умеет Проблема, тоже как-то влияет на то, что знаю и умею я? Или ценности Проблемы тоже могут влиять на мои ценности, а мои ценности могут влиять на ценности Проблемы. Точно также — какую роль играет Проблема в моей жизни? Какой её смысл вообще — зачем Проблема живёт, какая у неё миссия?

Это всё можно исследовать. На каждом шаге экстернализации можно применять ещё каждый уровень из ландшафта идентичности, точно также определять позицию собеседника по отношению к роли Проблемы, к убеждениям, смыслам, ценностям, сравнивать с ценностями и смыслом самого человека. Это как раз помогает выявить, что же из себя представляет Проблема. Проблема может быть действительно либо очень системной, очень организованной, либо наоборот — хаотичной, дезорганизованной, у нее всё плохо с системностью, не думала она вообще про свою миссию и смысл жизни. Она просто, например, бунтует или хамит, всех обзывает, но ничего не предлагает.
РАСШИРЕННЫЕ ВОПРОСЫ
Действия >
Навыки >
Ценности >
Убеждения >
Роль >
Смыслы >
Предпочитаемое >
Действия
На ландшафте действий я задаю вопросы, которые помогают выявить организованность Проблемы, насколько она похожа на взрослого или ребенка, насколько она системно действует:

  • Как Проблема распоряжается своим временем? Есть ли у неё график или план?
  • Какими другими делами занимается Проблема? У неё есть хобби?
  • Справляется ли она со своими обязанностями, для чего она к тебе приходит? Справляется хорошо или не очень?
  • Есть ли у неё начальник или менеджер и какие у неё с ним отношения? Как он к этому относится? Может быть, он постоянно ей делает выговоры, что она не справляется, спустя рукава подходит к своим обязанностям?
  • Какие шаблоны поведения демонстрирует Проблема?
У меня был собеседник, к которому приходила Грусть. Мы выяснили, что Грусть не приходит во время обеда, что на самом деле у неё есть перерыв на обед и есть рабочее время. Правда, давно не было отпуска, и она не очень-то настойчива: иногда приходит, пробует навеситься на собеседника, но если пару раз не получилось, она уходит. И у неё есть начальник, который ей постоянно недоволен, не дает ей премию. Грусть вообще-то не очень-то и счастлива в своей жизни, но больше ничего она не умеет кроме этого, и к своим обязанностям она относится так: «ну работа и работа». И вообще она не очень пунктуальная, иногда забывает. Вопросы о том, какие шаблоны поведения демонстрируют Проблема и есть ли у нее начальник, в итоге привели к тому, что собеседник сказал: «Так она же как я! Мной тоже вечно все командуют, у меня нет выбора, и поэтому мне не хочется делать мою работу. Она точно также делает!»

Получается, что проблема отражает в своем поведении самочувствие собеседника. В этом случае получилось прямо восхитительно. Когда мы начали исследовать ту часть жизни человека, где им командуют, где его желания ничего не значат и так далее, выяснилось, что проблема, оказывается, в другом. А Грусть просто приходила и грустила вместе с ним: ей тоже было грустно от того же самого, что и ему.
Марина:
Очень интересный вопрос из подхода, про который я говорила, который меня удивил: Проблема, как ты думаешь, сколько человеку лет, у которого ты живешь? Ответы просто удивительные. Часто это 5 лет, то есть Проблема уверена в том, что человеку все еще 5 лет. Цифры всегда приходят к какому-то возрасту проблемы, и в моём опыте он еще ни разу не совпал с реальным возрастом, что интересно. Так что прикольный вопрос.
Женя:
Если начальник и все недовольны Проблемой, можно спросить, а чего она вообще на самом деле хочет?Может, она хочет уже все бросить и вообще уже исчезнуть, но человек каким-то действием не успевает. Здесь, мне кажется, можно как раз выйти на так называемые вторичные выгоды, на какую-то другую сторону, почему Проблема все еще со мной.
На самом деле многие эти вопросы могут быть точкой входа в другие истории — как вопрос про отношения с начальником или менеджером. Дальше можно эти отношения поисследовать: чего хочется, чего не хочется в этих отношениях? Может быть, они вообще абьюзивные.
Саша:
Иногда мы уточняем, как давно Проблема последний раз действительно была в отпуске? Куда бы она в этот отпуск хотела поехать? Соответственно, пока она в отпуске, как человек будет справляться без нее? Потому что всякое может быть. Еще важно, что некоторые проблемы очень плохо отправляются в отпуск, потому что они трудоголики, давно не были, не привыкли. Они могут пытаться из отпуска слать телеграммы человеку, смотреть в окно печальным взглядом, проверять человека, как он справляется без них. Поэтому еще вариант: а кто тебя подменит, пока ты будешь в отпуске? На кого еще можно положиться, чтобы человек в твое отсутствие не загнулся, бедный такой. И там уже как раз Здравомыслие, Интеллект, что-то еще — полная команда может набраться.
Навыки
Дальше идем на ландшафт идентичности Проблемы и узнаем про её навыки:

  • Кто её научил всем этим хитростям и уловкам?
  • Что значил этот человек или событие в жизни проблемы?
Это опять точка входа, например, в восстановление участия или в другую историю, предпочитаемую для Проблемы.
Вообще идея исследовать, например, отсутствующее, но подразумеваемое для Проблемы — это очень ресурсная идея, потому что тогда мы можем узнать, о чём мечтает Проблема, как она хочет, чтобы было. Там будет действительно интересная история, потому что Проблема, видимо, знает, что так возможно или так уже было когда-то. Возможно, она хочет туда вернуться, «вернуть прошлогодний снег». Это во многом про детскую часть Проблемы.
  • Как Проблема справляется со своей личной тревогой (злостью, одиночеством, и т.д.)?
Если Проблема приносит злость, интересно спросить, а как же она со своей собственной злостью справляется (или тревогой, или одиночеством)? Умеет ли она с этим справляться? А если не умеет, что может её научить, либо что ей помогает? Можно ли научить ее экологично выражать злость, обучить навыкам ненасильственного общения? И так далее.

  • Что у неё не получается?
  • Чему важному она сама хотела бы научиться?
  • Почему эти навыки так ценны для неё?
Тоже интересные вопросы: Проблема, как некая субидентичность, тоже заинтересована в своем развитии наверняка, а значит, какими-то ценностями руководствуется.
Наталия:
Захотелось спросить, если проблема приносит злость, то в чем она её несет и вообще хотелось бы ее нести или нет?
Марина:
Вспомнила вопрос: что случится, если Проблема не будет свою работу осуществлять? После определенного с ней взаимодействия вопрос: а что бы ты хотел делать, если к тебе не придет Проблема? Получается, что через эту часть человек сам формулирует чаще всего что-то другое, достаточно быстрый получается переход, если к человеку приходит осознание, что эту функцию не нужно уже осуществлять. Ответ на этот вопрос часто дает очень интересные и креативные ответы, не обязательно Проблему в отпуск отправлять. Получается как раз то, о чем ты говорил — разрешение конфликта.
Ценности
Вопросы про ценности относятся к отсутствующему, но подразумеваемому:

  • С чем проблема не согласна? Против чего бунтует?
Если говорим, например, о том, что Проблеме не нравится монотонность, то можно спросить: «Когда она помнит разнообразие в твоей жизни? Что для неё это значит?» Это прямо отдельная категория вопросов, и там можно выйти на ценности — почему разнообразие так важно и ценно для этой Проблемы. Или, например, доверительность или структурированность: когда она тревожится и пытается все структурировать и контролировать. Что означает структурированность в её жизни? А когда так было? В чём ценность этого?
Если говорить о «детской» проблеме, которая просто бунтует:

  • С чем не согласна, против чего бунтует?
  • Какой жизненный принцип лежит в основе этого бунта?
  • Почему этот принцип стал так важен для неё?
  • Как она относится к тому, что ты её не любишь?
Интересный вопрос: «Как Проблема относится к тому, что ты её не любишь, или избегаешь, или пытаешься от неё как-то избавиться?»

Например, выявляется, что ценностью для Проблемы является возможность быть вместе, то есть помогать. Если Проблема стремится помогать, то она будет болезненно относиться к тому, что собеседник избегает её и не любит. Или когда собеседник Проблему не любит, она злится из-за этого еще больше. Это достаточно детский шаблон поведения. Когда ребенка отвергают, он не может ничего с этим сделать, но злится, ещё больше пакостит, и его еще больше отвергают. Так и отвергнутая Проблема еще больше злится и ещё больше вредит, бунтует и так далее. Это говорит о том, что Проблема не хочет отвержения. Наоборот, она хочет, чтобы её приняли, полюбили.

Вспомнился интересный случай, связанный с критикующей проблемой. Собеседница рассказывала о Проблеме — критикующей, контролирующей, вечно всем недовольной. Там было много критики, внушения стыда, неловкости. Когда я спросил: «Как Проблема относится к тому, что ты вообще-то её не любишь?», — собеседница ответила, что Проблеме больно слышать, что я её не люблю, как в её адрес говорю, какая она плохая и так далее. Потом мы дальше развиваем эту тему, и собеседница говорит: «Получается, я с ней то же самое делаю! Я сейчас про нее рассказываю точно так же, как и она заставляет меня думать о себе. Точно так и я пытаюсь заставить её думать о себе, что она плохая, недоразвитая, делает все не так, должна делать по-другому и так далее».

То есть они на самом деле критикуют друг друга взаимно, и Проблеме от этого больно, она в ответ критикует ещё больше собеседницу. Собеседнице от этого тоже больно, в ответ она критикует Проблему ещё больше, пытается сопротивляться, отстраняется и отвергает её.

В ЭОТ есть приём «парадоксального разрешения». Например, если Проблема критикующая, то человеку предлагается сказать образу Проблемы: «Я больше не буду тебя критиковать». Как раз потому что часто это обоюдное действие.
Убеждения
  • Если бы Проблему попросили продолжить фразу «Жить надо ...» - как бы она сказала?
Это отличный способ выявить убеждения, идеи, дискурсы, которыми руководствуется Проблема, сценарии, по которым она действует. Если мы выявим дискурсы Проблемы, собеседник с этими идеями часто не согласен на когнитивном уровне. Но Проблема имеет корни глубоко в психике человека, поэтому берем эти идеи и деконструируем через карту деконструкции. Тогда уже и Проблема перестает жить по этим идеям. После этого Проблема очень часто освобождается, потому что уже никак не может донести собеседнику свои идеи — нет их, они деконструированы.

  • В чём так сильно убеждена Проблема?
  • Какой идеей руководствуется Проблема?
  • Во что она верит, есть ли у неё какая-то религия?
Может быть, она верит в летающего макаронного монстра? Или у неё какое-то особое верование — например, она верит в то, что нужно делать только добро, добро, всегда добро, и думать только хорошие мысли! Например, у мусульман чувствовать злость — это уже грех. Признаться в том, что я чувствую злость, нельзя никому ни в коем случае. Даже себе. Это может быть частью верования Проблемы.

  • Какие ещё у неё убеждения?
Мало ли, вдруг там целый набор! И тогда мы можем эти убеждения тоже взять в работу, деконструировать, что-то с ними сделать. Например, можно посмотреть, когда эти убеждения имели силу, а когда нет, и выделить именно ту историю, в которой эти убеждения силы не имеют.
Аль:
Если бы проблеме надо было оградить своих детей-проблемышей от своих ошибок — от каких она бы их попробовала уберечь?
Наташа:
Вопрос про контекст: где живет эта проблема, где обитает вообще, с кем она взаимодействует, нравится или нет ей то место, где она живет.
И дальше экстернализацию развиваем слоями: ценности, убеждения, смыслы. Можно спросить: А что и почему ценно? Например, в чем ценность уюта для Проблемы?
Женя:
Ты рассказывал про собеседницу, что она критикует Проблему и Проблема критикуют ее. Мне здесь хочется спросить, отношение с каким человеком это тебе напоминает. И как раз выяснится, откуда вообще возникло такое отношение.
Да! Каждый вопрос — это точка входа в какую-то историю на самом деле. Там можно очень изрядно покопаться.
Роль
У проблемы наверняка есть роль, которую она играет — как сама по себе, так и в жизни собеседника:

  • Как воспринимает Проблема сама себя?
Бывает, что проблема сама собой тоже недовольна, сама себя критикует, чувствует, что она очень ущербная и так далее — у нее целый ворох своих комплексов и проблем. Это тоже может быть зеркальным отражением какой-то истории в жизни собеседника.

  • Какую важную роль, по её мнению, она играет в твоей жизни?
Можно отдельно поговорить на тему сценариев родительских предписаний. Они значительно сложнее поддаются деконструкции, чем общественные дискурсы. С детства заложенное предписание («не живи», «не чувствуй» и т.д.) — это даже не идея и не дискурс, а целая программа! Было бы интересно на эту тему отдельно поговорить.
  • На что похожа эта роль?
Может быть, эта роль действительно супермена-спасателя, но спасает Проблема очень криво и коряво. Или, может быть, это роль надзирателя: «Без меня все пойдет вразнос, а я все контролирую!» или «Без меня тебя облапошат, обманут! А я к тебе прихожу и говорю, что никому доверять нельзя, ни за что и никогда в жизни!» Это сценарий о том, что вообще доверять людям нельзя, сближаться с людьми нельзя, и помогать людям тоже нельзя! Это очень особая категория Проблем.

Мы можем найти какого-то персонажа, например, злодея из фильма Доктора Зло или кого-то еще. Потом можно спросить, откуда эта ассоциация взялась? А когда ты посмотрел этот фильм? А почему тебе так отозвалось? В чем ценность этого персонажа для фильма? Можно узнать, в чем ценность этой роли для Проблемы?
Ксения:
У моей собеседницы злость была Халком)))
  • Кто и когда наделил её этой ролью?
У роли точно есть какой-то прототип — откуда-то эта роль взята, кто-то дал эту роль Проблеме, либо она сама эту роль взяла откуда-то. И можно попытаться это узнать. Если это был действительно кто-то, выходим на карту восстановления участия: какую роль этот кто-то играл в жизни собеседника? А в жизни Проблемы? Может быть, Проблема появилась именно тогда, когда появился тот человек, с которым связана роль.
Саша:
Кем искренне восхищается проблема?
Да, у проблемы могут быть кумиры! И это тоже роли, которые она себе берёт. Опять же, если говорить о кумирах, то это подростковый возраст, возможно.
Смыслы
Если говорить о смыслах, то ради чего все это делает Проблема?

  • Как будет жить Проблема, когда её цель будет достигнута?
А вообще сможет ли она достигнуть своей цели? Бывает, что цель недостижима. А если цель не достижима, как Проблема будет себя чувствовать?

  • Почему она этого захотела?
  • По «кому» она этого захотела?
То есть по какой идеологии или по какой идее, где она услышала, что этого можно хотеть, что это можно достигать, что в этом есть какая-то ценность. Это снова про дискурс, который можно деконструировать.
  • В чём её миссия?
  • Кто рассказал ей об этой миссии?
У проблемы может быть миссия. Она, может быть, действительно хочет какую-то очень важную нарциссическую историю закрыть и в своей жизни, и в жизни собеседника. Может быть, миссия тоже не её, а ей кто-то сказал: «У тебя миссия всем мешать, не давать ничего делать и только себе разрешать что-то интересное!»

  • Кому это будет выгодно?
Практически все вопросы про смыслы — это точки входа, скорее всего, в карту деконструкции, потому что там есть какая-то идея. Если Проблему лишить миссии, смысла жизни и существования, она станет спокойнее, более сговорчивой. В практике был интересный момент, когда Проблема тупо не знала, зачем теперь жить, что делать теперь. Мы ей предложили: «Слушай, у тебя есть такие и такие навыки. А хочешь вот это делать, вот этим заниматься?» И Проблеме это понравилась: «Да, это интересно!»
Аль:
Кем искренне восхищается проблема? Кому сочувствует проблема?
Это тоже вопрос о роли. Потому что где кумир, там роль, её положение в системе действующих персонажей.
Наталия:
В травму выход может быть очень быстрый, причем из миссии проблемы
Да, есть проблемы про страх, про чувство беспомощности. Например, у меня в практике были те, которые всеми способами ограждали собеседника от определённых ситуаций, пытались как угодно — даже с помощью вранья или ущерба себе, — избежать чего-то. Также была Проблема, смысл которой был мстить, причем неявно. Это очень жестокая, серьезная история, над которой мы еще работаем.
Предпочитаемое
У Проблемы наверняка есть предпочитаемая история, как она хочет, чтобы было:

  • Какие ресурсы ей нужны, чтобы ей было хорошо?
  • Что может побудить её меняться?
Иногда этот вопрос бывает ключиком к предпочитаемой истории Проблемы.

  • Как Проблема хотела бы, чтобы ты воспринимал её?
Это развитие вопросов о том, как Проблема относится к тому, что ты ее не любишь, или как она относится к вашему взаимодействию, какую роль она играет в твоей жизни. В этом вопросе содержится прямо «полянка» предпочитаемого — как Проблема хотела бы. Она действительно хотела бы мира, скорее всего.

  • Что станет возможным тогда для вас обоих?
Это мостик в будущее: что вообще Проблема думает о будущем. Думаю, что с этим вопросом уже сама Проблема может предложить подружиться. Это пока догадка, у меня в практике такого не было ещё, но мне кажется, это вероятное следствие из этого вопроса.
Саша:
У меня родился еще вопрос: чему проблема хотела бы научиться у тебя? Потому что ты ведь тоже можешь быть примером для подражания. Например, Проблема неорганизованная, а ты структурный. А так в целом мне очень понравилось. Мне кажется, один из хороших путей работы – это когда есть над чем поржать вместе. Такие вопросы очень хорошо снимают напряжение, а когда меньше напряжения, работа лучше идет. Спасибо тебе огромное.
УЛОВКА ПЕРЕСОЧИНЕНИЯ ;-)
Добавляем в ландшафт идентичности уровень личных прав!
У нас есть расширенные вопросы к карте экстернализации, не только шаги, но и слои, которые уже могут дать информацию о том, что вообще из себя представляет Проблема и что она хочет. Но у меня в практике есть и другой способ. Это хитрый ход, про который я даже советовался с людьми, практикующими НЛП и ЭОТ. Они сказали: «Да ну, нет! Мы так не делаем. Но это прямо бомба!»

В чем же заключается эта уловка?

Добавляем в ландшафт идентичности уровень личных прав!

Когда мы работаем с собеседником по карте пересочинения, укрепляем его предпочитаемую идентичность, вырисовываем предпочитаемую историю, где он все-таки справляется с Проблемой, учится справляться проблемой и так далее, — добавляем в ландшафт идентичности уровень прав. Делается это так: у нас есть навыки, знания человека, есть убеждения, во что он верит, есть ценности, жизненные принципы, смыслы, жизненная миссия. Но над ценностями или в районе ценностей можно вставить уровень личных прав. Это очень классно делается вопросами.

Например, если жизненные принципы или ценности выявлены, можно спросить:

  • Какое неотъемлемое личное право позволяло бы наиболее полно жить согласно этому принципу?
  • Когда ты говоришь об этом жизненном принципе, право на что ты присваиваешь себе при этом?
  • О каком безусловном личном праве говорит эта ценность?
Тут важно, и я всегда подчеркиваю, что это безусловное, неотъемлемое право, что оно на 100% есть.

  • В реализации этой жизненной цели какое неотъемлемое личное право тебе поможет? На что ты должен иметь право, чтобы цель реализовалась, чтобы ее достичь?
Мы составляем список прав. На самом деле это ассертивные права личности или какие-то более частные вариации. Примеры:
  • Я имею право совершать ошибки и извлекать из них опыт
  • Я имею право чувствовать и выражать злость без вреда для окружающих
  • Я имею право свободно проявляться и заявлять о себе
  • Я имею право доверять своей интуиции
  • Я имею право самому оценивать свои поступки
  • Я имею право говорить «нет»
  • Я имею право соглашаться или не соглашаться с любым человеком
  • Я имею право не зависеть от хорошего отношения ко мне
Этих прав может быть достаточно много. У меня получалось 10-15 штук, когда мы подробно строили предпочитаемую идентичность и составляли права. Как при обычной работе с картой пересочинения мы сшиваем каждое право с какими-то эпизодами жизни человека: «Где оно наиболее полно реализовывалось? А когда ты этим правом пользовался? Расскажи подробнее» — и так далее. Каждое право мы сшиваем с каким-то эпизодом и таким образом вплетаем в историю предпочитаемого.

Но что же происходит дальше? Это же уловка!))
НОВАЯ ДОЛЖНОСТЬ
Предлагаем проблеме стать «хранителем» прав!
Итак, у нас есть список прав. У меня родилась безумная идея, как у Шляпника из «Алисы в стране чудес»:

Предлагаем проблеме стать «хранителем» прав!

А почему бы Проблему не попросить за этими правами приглядывать? Ну, мало ли, а вдруг она согласится, если задать правильные, нарративные вопросы. В своей практике я часто беседую с Проблемой от первого лица, предлагая собеседнику войти в образ Проблемы: «С какими из этих прав ты согласна?» Но это не обязательно. Можно просто спросить:

  • Как думаешь, с каким из этих прав Проблема скорее всего согласна? Почему? (опять же связываем Проблему с ценностями).
  • Что станет возможным, если она будет напоминать тебе об этом твоём праве в нужную минуту?
  • Как изменится её поведение, если она будет так делать?
  • Может ли она стать «хранителем» этого права?
Мы фантазируем, может ли Проблема стать хранителем этого права, напоминать о нем и бережно с ним обращаться.

Ритуал передачи права на ответственное хранение


Если мы видим, что Проблема соглашается взять это право и напоминать человеку о том, что оно у него есть, — то есть, взять на себя эту почётную обязанность — то ритуал передачи права на ответственное хранение мы можем изобрести на ходу. Например, можно написать письмо, или нарисовать картинку с символическим изображением проблемы и права, или придумать заклинание, особым образом отправить в небо или сжечь. Можно сделать это в образной работе — передать образ права образу проблемы, и она что-то с ним сделает, например, в карман положит. В общем, можно придумать любой ритуал передачи права на ответственное хранение Проблеме, чтобы она заботилась, охраняла это право и напоминала о нём.

Дальше происходит как с маркетингом. Сначала «мы у вас одну маленькую табличку повесим», и клиент соглашается. Потом предлагаем еще одну, побольше — и клиент соглашается опять, раз одна уже висит, и т.д. В результате клиент согласится и огромный билборд у себя под окном поставить.

Так и с Проблемой — мы сначала спрашиваем, а с каким правом больше всего согласна, и если она принимает это право на хранение, дальше вопрос времени и техники: а давайте другое право ей передадим, и т.д. Так постепенно мы все права, которые насобирали, передаём Проблеме на хранение. И она уже вообще-то не проблема теперь — ей некогда своими предыдущими делами заниматься, она сама и не заметила, как у неё появилась большая и важная обязанность: приходить, напоминать о правах, хранить эти права и всячески заботиться о том, чтобы эти права соблюдались. И так потихонечку мы Проблему вербуем.

Аль:
А платить за пригляд чем?) А то двойная работа может привести к выгоранию.
У меня такого ещё не было, чтобы нужно было платить. Выгорание Проблемы — это уже другая история. Если это произойдет, и у Проблемы будет две работы (и старая, и новая), тогда придется с ней поговорить, предложить всё-таки от старого отказаться, ведь новое больше плюшек приносит. Можно подкреплять её, гладить, давать конфетки, в отпуск отпускать. На старой-то работе не отпускали! Хорошо, если это будет весело, смешно и непринужденно.

Что в конце? К чему это всё приведет в итоге?
ПОСЛЕДСТВИЯ
Даже если действуем только нарративными инструментами, образ, описание проблемы и её повадки постепенно изменяются от сессии к сессии
Мы передаём права Проблеме по одному. Ритуалы могут быть одинаковые или, для разнообразия, разные. Это не настолько важно, мне кажется, но важно передавать их все! Сначала те, с которыми Проблема больше согласна. Например, мы передали Проблеме какое-то право, через неделю собеседник приходит, я расспрашиваю: как там твоя Проблема? И он говорит, что она немножко поменялась — уже не такая злобная и как будто более дисциплинированная. Пока вроде мешает, но уже чуть меньше. И от сессии к сессии образ Проблемы, её повадки удивительным образом меняются. Да, она ещё в некоторых ситуациях мешает. Но бывают моменты, когда она помогает, становится реально Союзником, приходит и становится на защиту. Или говорит: «Слушай, у тебя вообще-то есть право сказать «нет» и не зависеть от того, как к тебе относятся». Она следит за тем, как права реализуются.

Не надо быть всегда сильнее проблемы

Мы просто вербуем Проблему на свою сторону, переманиваем — ей же нравится делать полезную работу. Вообще всем Проблемам нравится делать полезную работу, каждая убеждена в своей полезности, каждой хочется стать белой, веселой, как на картинке, чтобы с ней можно было дружить!
Саша:
Мне кажется, тут должно быть соблюдено некоторое условие, потому что есть проблемы с очень низким уровнем энергии. Они немножко растекающиеся, лежачие, и вполне могут отказаться от дополнительных нагрузок, у них нет сил, чтобы что-то на себя брать. Но в остальных случаях, мне кажется, это может очень кайфово зайти. Поэтому если мы не спасаем Проблему из её условий жизни, если у Проблемы есть достаточное количество ресурсов, чтобы что-то ещё на себя взять, то, мне кажется, очень хорошо зайдет.
Действительно есть проблемы, которые вообще лежат пластом и как-то еще умудряются вредить из этой позиции, но особой энергии в них нет.
Наталья:
Люблю метафоры и образы, следила за картинками, в том числе. Спасибо за них большое. Особенно понравилась картинка, где Проблема такая — «Чё?» Часть про неотъемлемое право в связке с ценностями очень зашла, спасибо. Я даже про свои ценности подумала, что на укрепление ценностного ландшафта очень сильно действует то, что это мое неотъемлемое право. И как раз в вопросах, связанных с травмами, например, или с правом на жизнь, может очень хорошо зайти, что это неотъемлемое право. Именно про неотъемлемость прав я сегодня заберу с собой.
Ксения:
Мне очень понравилась уловка – хочется опробовать её на практике))
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда собеседник в контексте проблемы говорит: «надо быть сильнее», «хочу избавиться» и т.п. — это всегда про конфликт, и стоит узнать его природу.


Один мой собеседник говорил: «Хочу Проблеме подстроить несчастный случай, чтобы она погибла под колесами поезда или автомобиля». Это всегда про конфликт. Стоит узнать, откуда этот конфликт, почему он возник. Избавиться от проблемы (опять же, если говорить о других модальностях — например, об аналитических) невозможно, потому что она, в сущности, часть психики.
Она станет слабее, этот способ думать или принимать решение станет маленьким, слабым, но полностью не исчезнет никогда. Поэтому есть смысл не сражаться с Проблемой, а помириться.

Разные модальности имеют ценность. Интересные идеи или техники других подходов можно не только интегрировать напрямую, но и адаптировать, превратить в серию нарративных вопросов

Когда я был разработчиком, мне нравилось изучать разные языки программирования, потому что из других языков можно притащить какую-то прикольную штуку, которой в моем инструменте нет, и адаптировать её. Точно также в модальностях психотерапии можно увидеть разные интересные приёмы или идеи, и либо позаимствовать напрямую, либо превратить в серию нарративных вопросов или даже нарративную карту создать. Так можно нарративную практику обогащать, расширять, и она будет становиться все прикольнее, интереснее, веселее и эффективнее.
Саша:
Я утащила себе кучу замечательных вопросов, которые очень хочется попробовать на практике. Единственное, что опасаюсь, что для этого, наверное, не хватит часа. Но вообще ради такого можно и остаться подольше. Очень много новых ракурсов. Есть те, которые уже опробованные, но сейчас они из немножко другого угла или посвежее. Отдельно скажу про неотъемлемые права. Мне кажется, что слово «неотъемлемые» прямо поставило последнюю деталь пазла на место. Теперь только сами люди могут отнимать у себя какие-то права, а Проблемы не могут. Спасибо тебе огромное. Было весело, насыщенно и просто классно.
Оля:
Соглашусь с Сашей, вопросы просто чудесные, как и уловка, и права. На самом деле не так часто я в своих сессиях именно про право говорю, а вот ракурс, который ты сейчас задал, как будто туда и просится, потому что многие Проблемы прямо это право сами по себе отстаивают, но мы иногда просто не замечаем это положительное влияние. Мне кажется, что всегда очень здорово смотреть не буквально, а расширять ту карту, которая уже есть. Ты сейчас дал такой проход, что можно эти вопросы немножко расширить для себя и использовать именно для своего клиента. Будто поле для творчества появилось. Поэтому спасибо тебе огромное.
Надежда:
Чудесная работа, спасибо, Виталик! По мне, очень пересекается с приемами в IFS. Про неотъемлемость прав тоже откликнулось, попробую добавить в свою практику кусочки, особенно когда ситуация связана с несправедливостью и беспомощностью
Мария:
Очень интересно про расширенные вопросы. Немножко тревожно, не усилит ли проблему, если исследовать ее миссию, ценности. Последний финт — это что-то необычное, пока в голове как-то не укладывается. Хочется поразмышлять...
Леон:
Мне было интересно узнавать про твой опыт. Сам начинаю изучать ЭОТ.) Уловку попробую поприменять.
Ксения:
Виталик, чудесная встреча, чудесные вопросы и любопытнейшая уловка!)) Спасибо тебе большое!
Лиза:
Вопросы были интересными, встреча переместила на ландшафт размышлений о том, как НП смотрит на проблему, а также как IFS смотрит на части (благодаря привнесению идей Мариной). Хочется пока побыть дальше в этом поле. Вопросы словно тоже перекликаются с IFS и тем, как в нем части «разгружаются», им предлагается новая работа, которую они сами могут выбрать (если хотят выбирать).
Юлия:
Спасибо за эту встречу! Очень полезно, расширяюще! Под впечатлением)

Приятной всем практики, смешных и интересных экстернализаций!


До новых встреч!

Виталий Немыкин,
Нарративная Мастерская, 2024

Иллюстрации Stable Diffusion