Нарративная мастерская
 
Список литературы
Внимание женщины к самой себе
Литература, которая помогает обратить внимание женщин на свои потребности и свое Я в мужском мире.
Кэролайн Криадо Перес
Невидимые женщины: Почему мы живем в мире, удобном только для мужчин. Неравноправие, основанное на данных.
Проблемы, с которыми сталкиваются женщины и которых не учитывают мужчины, существуют во множестве областей, в книге же постоянно фигурируют три темы: особенности женского организма, неоплачиваемая женская работа по дому и мужское насилие в отношении женщин. Влияние может проявляться, казалось бы, в мелочах. Например, в том, что женщины зябнут в офисах, где температура воздуха рассчитана на мужчин. Или в том, что они не могут дотянуться до верхней полки шкафа, высота которого тоже рассчитана на рост среднестатистического мужчины. Это неприятно, но не смертельно. Иное дело – попасть в аварию в автомобиле, стандарты безопасности которого не рассчитаны на антропометрические параметры женщин. Или слечь с инфарктом, который врачи не могут распознать, потому что симптомы «нетипичны». В этих случаях мир, скроенный по меркам мужчин, таит в себе смертельную опасность для женщин.
Чимаманда Адичи
Манифест. От женщины к женщине.
Чимаманду называют самой выдающейся из «ряда критически настроенных молодых англоязычных авторов, которым удалось привлечь внимание нового поколения читателей к африканской литературе». Чимаманда Нгози Адичи получила письмо от своей подруги детства, которая только что стала матерью. В этом письме подруга просила Адичи о том, чтобы она рассказала, как вырастить дочь феминисткой в единственно верном понимании этого слова. "Манифест феминизма" - это ответное письмо Чимаманды подруге с 15 ясными, забавными и очень чуткими советами о том, как вырастить дочь по-настоящему сильной и независимой женщиной. Эта книга бьет прямиком в самое сердце, потому что как нельзя лучше и честнее отвечает на все вопросы о том, что значит быть женщиной в наши дни.
Джина Риппон
Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге.
В книге «Гендерный мозг» доктор наук, профессор когнитивной нейробиологии, Джина Риппон, утверждает, что влияние биологических различий переоценено. Гораздо большую роль играет социальное воздействие, которое давит на девочек с самого рождения. Розовый конверт в роддоме, куклы, пышные платья и призывы не сердиться, потому что хорошие девочки так не делают, — по мнению автора, всё это влияет на восприятие норм поведения гораздо больше биологии.
Наоми Вульф
Миф о красоте. Стереотипы против женщин.
Культовое произведение американской писательницы и журналистки Наоми Вульф. В нем автор рассказывает о том, откуда берутся стереотипные представления о женской красоте и почему они ограничивают свободу женщин не меньше, чем патриархальное «домашнее рабство». Физическое совершенство становится для женщин навязчивой идеей, а несоответствие ему – источником страданий. Но даже достигнув идеала, женщина все равно проигрывает, поскольку приносит в жертву общепринятому стандарту внешности свою природную красоту, здоровье, энергию, сексуальность, а порой и жизнь.
Уте Эрхардт
Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие — куда захотят.
Женщинам с раннего детства внушают, что они должны быть «хорошими». Их главное предназначение в жизни – быть хорошей матерью и женой. Со всем остальным справятся мужчины. И женщины, сами того не осознавая, становятся зависимыми. Они отказываются от своих истинных желаний и устремлений в угоду интересам своих близких. Главное – быть покладистой и желанной. Эта цель заслоняет собой огромное количество возможностей. Женщина ограничивает себя в самоопределении, независимости, карьере и во власти. Вместо того чтобы искать себя, она старается понравиться окружающим. Женщины, отказавшись ради семьи и детей от образования, карьеры и вообще какого-либо развития, теряют свою индивидуальность и становятся неинтересными своим партнерам. Пора уже очнуться и сказать себе: «Я у себя одна. Чего я хочу на самом деле? Что чувствую? Куда иду?», стать независимой личностью, начать реализовывать свой творческий потенциал и двигаться к новым свершениям.
Эмили Нагоски, Амелия Нагоски
Выгорание
Книга для каждой женщины, которую вымотали попытки выполнить весь перечень дел и обязанностей, – и все равно предпринятого «недостаточно». Мир превратил благополучие в очередную галочку, которой должна добиться каждая уважающая себя женщина. Однако это под силу только тем, у кого есть время, деньги, штат нянь, личный кортеж и записная книжка, набитая телефонами знаменитостей. Мы разберемся, как выглядит благополучие конкретно в вашей жизни, и выясним, что мешает вам добиться хорошего самочувствия. Дальше мы исследуем, как эти «препятствия» работают в социальном контексте, разметим «дорожную карту» и найдем обходные тропинки – где-то сделать крюк, где-то «прокопать туннель», а где-то взять барьер приступом.
Эмили Нагоски.
Как хочет женщина. Мастер‑класс по науке секса.
Эта книга — исследование того, как устроена женская сексуальность, основанное на научных данных и нейробиологии. Эмили Нагоски, эксперт в области полового воспитания с двадцатилетним стажем, собрала ответы на самые разные вопросы о строении женского тела, сексуальном желании и удовольствии, а также рассказала, как эти знания применить на практике. Тысячи женщин задают Эмили Нагоски вопросы о личной жизни и пытаются узнать, не в них ли проблема, если что‑то идёт не так. И чаще всего её ответ: «Вы нормальны».
Симона де Бовуар
Второй пол.
Это история заблуждений и предрассудков, связанных с восприятием женщины не только со стороны мужчины, но и со стороны самих представительниц «слабого пола». Де Бовуар оспаривает патриархальные каноны, например распределение ролей в семье. Она считает, что женщина не должна только сидеть дома и заниматься воспитанием детей, не участвуя в политической и социальной жизни.
Катрин Марсал
«Кто готовил Адаму Смиту?»: почему экономическая теория забыла о женщинах.
Мировая экономика строится на допущении, что все люди — мужчины. рациональность и предприимчивость, свойственные человеку экономическому — качества, которые столетиями считаются мужскими. А женщинам свойственны эмоциональность, слабость, иррациональность. Тысячи лет назад мужчины наделили женщин особыми трудовыми обязанностями, которые сами не выполняли. Затем мужчины создали экономическую теорию, которая гласит: домашняя работа, выполняемая «вторым полом», не имеет никакого значения. Но пользоваться плодами женского труда не перестали. Мужчины спали на чистых простынях, умилялись воспитанными детьми, ели ужин, в конце концов, но не считали женщин игроками в большой экономической игре. Марсал тем временем уверена, что условно женские качества, такие как эмпатия, альтруизм, желание заботиться о других, не менее важны в экономической модели мира.
Кейтлин Моран
Быть женщиной: откровения отъявленной феминистки.
Кейтлин Моран делится собственным опытом и с неподражаемым юмором рассказывает, каково это - быть женщиной в наши дни. Подростковые открытия, первая любовь, карьера, роды, аборты, материнство, пластические операции и "убийственные" стандарты красоты - Кейтлин Моран шокирующе откровенна и безжалостна в своих оценках. В книге, немедленно ставшей бестселлером, она потешается над собственными несовершенствами и высмеивает стереотипы современного общества в отношении "женского вопроса".
Джон Берджер
Искусство видеть
"Искусство видеть" Джона Бергера – это одна из самых обсуждаемых и влиятельных книг об искусстве, когда либо изданных в мире. Она написана по мотивам знаменитого фильма ВВС и впервые была опубликована вслед за его премьерным показом в 1972 году. В том же году критик Sunday Times писал: "Бергер не просто открывает нам глаза на то, как мы видим произведения изобразительного искусства, он почти наверняка изменит само восприятие искусства зрителем". Спустя сорок лет можно с уверенностью утверждать: пророчество сбылось. Книга состоит из семи пронумерованных эссе. Их можно читать в любом порядке. Четыре из них используют и слова, и изображения, три – только изображения. Эти чисто визуальные эссе (о способах видеть женщину и о некоторых противоречивых аспектах традиции масляной живописи) призваны поднять не меньше вопросов, чем эссе словесные.

Гленн Дойл
Неукротимая
Это история о том, как одна женщина узнала, что ответственная мать – не та, что медленно умирает ради детей, а та, что показывает им, как жить в полную силу. История той, что отважно признала своего внутреннего зверя, решилась на развод и каминг-аут, позволила себе стать свободной. Это книга о том, как научиться доверять себе, принимать свое тело, уважать свои эмоции, слышать голос интуиции и воображения, доверять инстинктам, найти свое бескрайнее и полное жизни «я». Бестселлер The New York Times, книга, меняющая судьбы – от активистки, спикера, лидера мнений и основательницы благотворительного фонда «Плечом к плечу» Гленнон Дойл.
Марта Бреен, Йенни Юрдал
Свобода, равенство, сестринство. 150 лет борьбы женщин за свои права.
Комикс.
Это история о нелёгком пути феминизма от начала XIX века до наших дней: со времён, когда женщины не могли распоряжаться собственным телом, до движения #MeToo. У себя на родине в Норвегии книга вышла в марте прошлого года, и её тираж был раскуплен за месяц; затем она попала в список лучших детских книг 2018 года по версии The Guardian, и теперь права на издание комикса проданы в двадцати странах. Правда, в некоторых из них норвежский оригинал подвергся цензуре, но в российской версии сохранили все стрипы книги.
Пип Уильямс
Потерянные слова
Оксфорд, 1887 год. Любознательная Эсме проводит свое детство в Скриптории — сарае, где ее отец и команда лексикографов собирают слова для первого Оксфордского словаря английского языка. Целыми днями она сидит под столом, на котором сортируют листочки, и однажды видит, как на пол падает листок со словом bondmaid — «невольница». Эсме прячет его в старый сундук и начинает собирать другие слова из Скриптория: неуместные, отброшенные, забытые составителями. Со временем Эсме понимает, что слова и значения, связанные с женщинами, с их опытом, часто остаются незамеченными, и спустя много лет создает другой словарь — «Словарь потерянных слов».
Автор романа, Пип Уильямс, проводит параллель между потерянными словами и утраченными людьми, будь то мать героини, имя которой сгорает в камине как «недостаточно важное» для включения в словарь, безграмотная мать служанки Лиззи, в память о которой осталась лишь гнутая булавка, или действительно существовавшие женщины, сокрытые в интервалах между строк. Женщины, чья помощь не была замечена, а имена сохранились лишь в редких источниках или же вовсе канули в безвестность. Это история о любви, силе слов и женских голосах, которые звучат все громче.

Чимаманда Нгози Адичи
Мы все должны быть феминистами
Выступление на TED с русскими субтитрами
Фильм 2009 года
«Цветок пустыни»
История Варис Дирие — простой девочки-кочевницы из Сомали. В 13 лет она сбежала из семьи, добралась до Могадишо, а потом оказалась в Лондоне. Через несколько лет ей удалось стать одной из популярнейших моделей мира. Варис не была первой темнокожей топ-моделью, но она стала первой женщиной, которая публично осудила практику женского обрезания, была назначена специальным послом ООН и создала Фонд по борьбе с FGM.