«...в нашей семье это воспринимается, как неудача или позор — не справилась! — особенно в отношении к женщинам».
«...у нас в семье брак всегда считался жизненной необходимостью — так надо, чтобы выжить».
Разрыв в одностороннем порядке: что он значит? На чьей стороне власть?
Разрыв по договоренности
Разрыв через измену
Дина: Когда ко мне приходит девушка (чаще это девушка просто потому, что в терапию чаще приходят девушки), и говорит, что с ней разорвали отношения, которые она не хотела разрывать, я чувствую, что во мне поднимается целый цунами социальных мнений по этому поводу, почему это случилось, каких-то предубеждений, ожиданий.
«Это важный вопрос — когда нужно работать над отношениями, а когда выходить из них».
Дина: Какие любопытные реакции в себе ты обнаруживала, которыми можно было бы поделиться в ответ на ее историю?
Дина: Я заметила интересную для меня штуку, что если человек в одностороннем порядке разрывает отношения, социально это может выглядеть как менее зрелая история, возможно, недостаток в определенных ситуациях, если это не уход из отношений насилия.
«Моя мама говорила: «А что ты переживаешь? Ты же сама ушла» — типа переживать нельзя, если ты решил эти отношения разорвать».
● Расставание может быть связано с потерей чувства собственного достоинства
● Много социальных идей, связанных с возвращением чувства собственного достоинства через идею власти или превосходства (или адлерианского комплекса)
● Дискурс «ты богиня», «ты его сломала»
Тут я вспомнила Адлера с его комплексом. Если Фрейд считал, что наш основной инстинкт, который нами движет, сексуальный, то Адлер считал, что наша основная движущая сила — это стремление преодолеть свое чувство приниженности по сравнению с другими. То есть мы пытаемся доказать, что мы на самом деле чего-то стоим и что мы лучше других.
Мы нашли несколько мемов, в которых так или иначе снижается значимость отношений:
Или наш любимый канал «Бывшая» в Telegram:
Интересно, что если мы демонтируем эту систему презрения к тем, кто “не взрослый”, если мы ее просто немножко отодвинем, то на это вполне можно посмотреть, как на действие в ответ на разрушение отношений, что человеку важно по-прежнему продолжать отношения. Но смешно это именно потому, что уже кто-то ушел, и человек будто сам с собой или в пустое пространство говорит, и ты читаешь это, сочувствуя немножко или даже немножко стыдясь. Это позволяет встать условно выше— мол, я так не поступала бы в подобной ситуации, и это привлекательно — ассоциироваться с тем, кто так не “унижается”.
Стефания: Интересно послушать про практики социальной помощи. Может, вы их знаете из историй ваших собеседников. Известно, что есть помощь отвлечением. Грустит парень, и товарищи говорят: «Пойдем на футбол», или девушке, как в воду опущенной, подруги предлагают: «Мы сейчас делаем волонтерскую работу, пойдем!» В свое время на MTV было очень много поп-культуры, где в клипах обыгрывались истории брошенных девушек, к которым приходят подруги, ведут куда-то и интегрируют в другую жизнь. Работа, отвлечение или connection — такая помощь.
Дина: Почему-то считается, что алкоголь — это хорошая помощь. В одном из моих любимых фильмов «Дневник Бриджит Джонс» полуголая, очень пьяная героиня мается одна дома. Это стереотипный способ, как люди справляются с расставанием. Недавно рассказала подруге, что мы делаем группу про расставание, и она сказала: «Дина, я вообще никогда не видела, чтобы кто-то из моих подруг так реально себя вел» Почему нам предлагаются такие образы?
Дина: Да, это очень важная тема — выстраивание нарратива, истории из хаоса случившегося.
Дина: Да, я слышала, что сладкое супер помогает. Мы сейчас говорим про женские практики. Интересно, а что используют мужчины? Так мы плавно перетечем в гендерный аспект.
«...другому должно быть плохо за то, что он сделал. Как будто бы плохо ему будет, если ты будешь с другим — тогда-то он пожалеет!»
Дина: Да, у нас тут есть сексуальный аспект. Я расспрашивала близких, какие у них есть идеи. Подруга мне сказала, что лучше не заводить новых сексуальных связей — это более достойно с ее точки зрения, особенно для женщины. Это из моего социального поля. Но я знаю такой взгляд, что для мужчины пойти по женщинам — это доказать свою востребованность. Так некоторые мужчины поднимают социальный статус. Женщине, наоборот, пойти во все тяжкие, пуститься в сексуальные приключения, скорее, понижает ее социальный статус.
Дина: Это опять из той же истории, что другому должно быть плохо за то, что он сделал. Как будто бы плохо ему будет, если ты будешь с другим — тогда-то он пожалеет!
Хочется спросить ваши истории про «бросаемых» мужчин и женщин. Чем они сходны и чем различаются, была ли в историях вокруг вас (терапевтических и личных) разница влияния этих социальных идей?
«...мужчины не плачут и воспринимают разрыв как войну — сейчас мы мобилизуемся и следующим ударом победим! Не важно, с кем он воюет, но воюет.»
Про то, как мужчины и женщины по-разному проходят через разрывы, как раз есть мем:
Стефания: В книге «Одинокий город» англичанки Оливия Лэнг рассказывает, как она приехала в Нью-Йорк после того, как ее бросил молодой человек. Она не только одна, без пары, но еще и одна в чужом городе, в чужой стране, и она рефлексирует:
«Если б я могла облечь в слова то, что чувствовала, получился бы младенческий крик: «Я не хочу быть одна. Я хочу быть кому-нибудь нужной. Мне одиноко. Мне страшно. Мне надо, чтобы меня любили, прикасались ко мне, обнимали». Именно ощущение нужды пугало меня сильнее прочих, словно я заглянула в неумолимую пропасть. Я почти перестала есть, у меня начали выпадать волосы — я замечала их на деревянном полу, отчего непокоя у меня лишь прибавлялось.
Вряд ли оно не было связано, в том числе, и с тем, что надвигалась середина моего четвертого десятка — возраст, в котором женское уединение уже не одобряется обществом и от него настойчиво веет чудаковатостью, извращением и фиаско.»
Я ловила себя на реакции, что мне хочется поддерживать их уйти, опереться на «самость» и независимость, а не, наоборот, поддерживать в поле внимания истории, вопросы и ценности, связанные с поддержанием отношений, с совладанием, с тем, что хоть отношения и не подходят, но есть желание оставаться там.
Дальше перейдем к тому, с чем мы сталкиваемся в терапии, когда к нам приходят люди и просят поддержки. Что вообще такое разрыв, чем мы можем помочь. Мы примерно представляем, какие идеи окружают этих людей, и обращаем внимание на контекст (может быть, они живут не в России) и на нашу собственную реакцию. Например, в статье про женское холостячество рассказывается, что они часто предлагали женщинам всеми силами сохранить брак. Почему мы это делаем, и почему, наоборот, предлагаем освободиться, расстаться?
“У меня парадоксальная формулировка сложилась. Когда мы говорим о смерти, об уходе близкого человека, то мы как будто бы восстанавливаем его участие в нашей жизни. Мы возвращаем себе ценность этих отношений и как будто присутствие его в нашей жизни. А когда человек чувствует себя именно оставленным, другой ушел от него, то как будто бы есть ценность восстановления себя, возвращение себе себя.»
«Я потеряла свои отношения в будущем. Нам свойственно думать, что будущее случится когда-то потом, но мысленно мы проецируем его каждый день. Когда в настоящем все рушится, вслед за ним в пыль превращается и будущее, построенное на его реалиях. А отсутствие будущего — благодатная почва для любых сюжетных поворотов. Но если тратить свое настоящее на восстановление прошлого или попытки контролировать будущее, мы останемся привязанными к одному месту, пребывая в вечном сожалении. Выслеживая бойфренда через интернет, я смотрела, как развивается его будущее, а сама в это время застыла в прошлом».
Мы не ожидали такого большого количества пришедших! Спасибо за то, что вы выделили время побыть с нами и поучаствовать в разговоре.