На самом деле определение нарративной практики у меня не до конца сформулировано. То, что я про нее рассказываю людям, состоит из повторяющихся элементов:
- Обычно я начинаю с того, что это современный гуманистический подход.
- Иногда почему-то добавляю, что его выдумали в Новой Зеландии и Австралии.
- Обязательно говорю, что мне он очень нравится.
- Потом обычно соскакиваю в то, что люди – это истории, которые они рассказывают.
Исходя из специфики моей работы чаще я слышу проблемные истории про Лень или Прокрастинацию, как бы люди это не называли:
- Я никуда не успеваю!
- На прошлой неделе ты куда-нибудь успевал? В понедельник ты опоздал, во вторник опоздал, в среду опоздал?
- Нет, в четверг опоздал.
- Ты один день из семи опоздал и называешь себя всегда опаздывающим человеком?!
Так легко можно выйти в историю, в которой человеку хотелось бы жить. Она выявляется при помощи простых вопросов и конкретных действий, на которые мы нарезаем повседневную жизнь. Обычно этого хватает для базового понимания, и происходит щелчок.
Когда человек говорит что-нибудь в духе: «Я лентяй», я стараюсь мягко подправить и спрашиваю:
- Давай поподробней – лентяй где? Лентяй - когда? И т.д. Это как раз к вопросу о гармоничном и гуманистичном пространстве. Я стал очень остро ощущать моменты, когда люди себя клеймят проблемной историей. Раньше, когда человек говорил: «Я лентяй», я думал: «ОК, человек так самоопределяется, пусть!» Сейчас это воспринимается совсем не так.