Нарративная мастерская
 
статья по итогам открытой встречи
Поговори со мной
о Смерти
Говорить о смерти можно по-разному. Как хотелось бы вам?
Привет!
Меня зовут Ксения. Я нарративный практик, супервизор, экзистенциальный психолог и арт-терапевт. Последние месяцы многие знают меня еще и как помощника на дистанционных программах обучения в Мастерской. Но это не целиком я.

С точки зрения личной идентичности я фанатка слов, выражений, историй и метафор, собирательница и хранительница смыслов (ощущаю себя немножко лексикографом и библиотекарем в этом плане). А еще меня очень занимают философские вопросы бытия, такие как: выбор, ответственность, одиночество, чувства вины и поиски смыслов – жизни и, конечно, смерти.
В своей собственной практике, особенно в формате длительной терапии, я часто сталкиваюсь с тревогами и сложностями моих собеседников, первопричиной которых не редко являются как раз эти экзистенциальные категории. Поэтому мне интересно исследовать идеи, влияющие на нас в этих контекстах, деконструировать их и пересочинять пространство терапевтического процесса, а следом за ним и жизни, чтобы обнаруживать в них поддержку и ресурсы для предпочитаемых историй. И начать я решила, пожалуй, с самой неоднозначной и сложной, долгое время табуированной темы Смерти. Так родилась моя Карта нарративной беседы о смерти, с которой мне хотелось бы вас познакомить и попробовать вместе по ней погулять.

»
Введение

В последний день осени 2023 года мы встретились в онлайн пространстве Мастерской чтобы поговорить о том, как бережно и ресурсно говорить с нашими собеседниками о Смерти и связанными с нею тревогами. И для меня это достаточно символично, ведь зимой даже природа «умирает» (во всяком случае в наших холодных широтах). Однако, в то же время это дает нам возможность для перезагрузки, осмысления и накопления – ресурсов и сил, идей и желаний.

Для меня стало приятной неожиданностью и очень вдохновило то, сколько светлых, открытых и искренних людей пришло на нашу встречу. Как всем вместе нам удалось выстроить действительно бережное и поддерживающее пространство внутри беседы. И не смотря на то, что литературная статья предполагает несколько иной формат, мне все же важно постараться сохранить здесь это ощущение диалога и взаимо-опыления мыслями, чувствами и идеями. Поэтому мне хотелось бы пригласить вас погрузиться в нашу беседу. Возможно вы найдете для себя поддержку для соприкосновения с этой сложной темой в словах и откликах участников:
Лиза:
Я пришла сюда, потому что в своей жизни сталкивалась с темой смерти и утраты близкого родственника. Также есть переживания в отношении этой темы в работе психологом, нарративным практиком. Хотелось бы посмотреть на то, как нарративная практика на это смотрит, как с этим работает, возможно, найти новые смыслы в происходящем, узнать, как другие люди смотрят на тему утраты и смерти.
Наташа:
Очень интересна тема смерти, потому что у меня есть опыт соприкосновения с ней с разных сторон. Есть личное экзистенциональное знание о том, что смерть — это то, что ты в принципе не можешь предотвратить, и если уж она случилась, то точно отменить это никак невозможно. Но относиться к этому действительно можно по-разному. Понимаю, что то, как сейчас я к этому отношусь, и что я в этом вижу, не всегда для моих собеседников лежит на поверхности. Мне интересно, как можно именно по-разному говорить об этом. Я пришла за вдохновением, чтобы посмотреть, как можно еще.
Виталий:
Во-первых, я здесь потому, что мне интересно. Я знаю, что ты очень творческий человек, как много творчества приносишь в работу. В общем, в первую очередь, это любопытство и желание тебя поддержать в этом любопытстве. Во-вторых, тема смерти часто возникает на консультациях. Все, что я могу делать, это вести беседу с позиции своего духовного развития, либо с позиции образной терапии, что я и делаю. Это можно визуализировать, вытащить все чувства и работать с ними, как с метафорами. Для меня очень интересно, что есть карта, причем именно в нарративном ключе.
Крис:
Я сейчас живу в Чили, у меня раннее утро. Показательно, с какой бодростью я сегодня проснулась и побежала скорее включить ZOOM. Для меня это очень трепетная, ценимая и важная тема. Я только вчера завершила лабораторию препланнинга подготовки к собственной смерти при жизни, и наконец приняла решение идти учиться на доулу смерти (помощь людям в подготовке). В целом в своей профессиональной идентичности сейчас я тоже нарративный практик, работаю с подростками и подросткинями, в том числе, последние полтора года в зонах военных действий. Мы много говорим о смерти. Здесь, наверное, я в большей степени полагаюсь на идею практикума Майкла Уайта не прощаться, а снова сказать: «Здравствуй!». Но чувствую, что мне хотелось бы больше. Поэтому я сегодня пришла поисследовать, какие способы поговорить про смерть есть.
Юля:
Я как-то брала гайд на эту тему у Вики Пархаевой. У нее было больше про «сказать снова «Здравствуй». Когда я увидела анонс, я подумала, что, может быть, здесь будет информация про самое начало, потому что когда человек приходит и говорит про утрату, как будто бы сразу говорить про «Снова здравствуй» не то, что неуместно, но сложно сразу туда заходить. Мне интересно, что еще можно сделать. У меня люди приходили не прямо сразу с запросом поговорить про смерть, тема возникала в процессе работы. Хочется узнать, что ты придумала интересного про карту. Очень много любопытства и интереса, что еще можно в этой теме обсудить.
Правила этого дома:
Мне важно создать безопасное пространство не только внутри прошедшей открытой встречи, но и в процессе прочтения этой статьи. Поэтому, пожалуйста:
  • Будьте внимательны и бережны к себе и к нам.
  • Позаботьтесь о своем комфорте и безопасности.
  • Проявляйте уважение. Воздержитесь от оценочных суждений в адрес других участников и в свой собственный.
  • В остальном чувствуйте себя как дома.
Ещё в процессе подготовки к открытому мероприятию я поняла, что объем информации о Смерти огромен и буквально любой момент можно долго обсуждать и насыщать, но во время встречи мы были ограничены по таймингу. Поэтому не стали глубоко погружаться в исследование самого феномена смерти и трансформации его образов и метафор с точки зрения разных культур и исторических времен.

Эта статья так же не посвящена теме поддержки в ситуациях горя и утраты – если вам или вашим близким нужна подобная помощь, напишите мне об этом в личные сообщения и я поделюсь с вами контактами помогающих практиков, в том числе доул смерти (конца жизни).

Сегодня мы сосредоточимся на профессиональном аспекте работы с экзистенциальной тревогой, связанной с конечностью жизни, и на том, как безопасно и бережно работать с этой темой с точки зрения нарративной оптики.
Исторический контекст
Появление Смерти:

Смерть существует с момента зарождения жизни и тесно связана с ней. Везде где существует жизнь, существует и смерть. Если опираться на данные из книги «Sapiens. Краткая история человечества» Юваль Харари, то можно предположить, что на нашей планете это случилось примерно 4 миллиарда лет назад, когда некие молекулы соединились в большие и сложные структуры – организмы. Но сам феномен смерти, как мы его представляем сейчас, появился много позже, а именно после когнитивной революции, когда современные сапиенсы обрели способность наделять смыслами те или иные процессы и явления, начали делиться информацией и изобрели язык вымысла.
Трансформация:
Действительно, понятие Смерти (как впрочем и Жизни) – это смысловой конструкт созданный и названный человеком. Это нечто достаточно абстрактное, для многих непостижимое и загадочное, одним словом то, что нельзя потрогать руками и до конца осознать. По сути это метафора. И как любая метафора она субъективна и отличается культурной и социальной динамикой – то есть живостью.

«В смерти очень много жизни».

В руках всадника туалетная бумага.

Облако диалога: "Серьезно?"

Экзистенциальные вопросы в терапии:

Вопросы жизни и смерти занимали умы человечества многие тысячелетия и актуальны до сих пор. Идея смерти представляет собой не только таинство и сущность религиозных учений и философских систем, но и заключает в себе серьезные практические последствия для многих сфер жизни – как моральные и этические, так и экономические и политические.
Возможность человеком осознавать неизбежность смерти способствует его ориентации не только на прошлые, но и на будущие события. Поэтому смерть, которая в будущем случится, потенциально присутствует еще до своего реального наступления и оказывает огромное влияние на нашу жизнь и главное – на наше ощущение авторства своей жизни.
Как родилась идея...
В ходе работы я выделила несколько мощных общественных, культурных и социальных идей, поддерживающихся экзистенциальной тревогой смерти:
«Успешный успех» и «достигаторство»
Этот дискурс часто связан с желанием оставить свой след в веках, по сути, обрести бессмертие. В последнее время на нас влияет идея, что человек жив, пока о нем помнят. Стремление остаться в памяти других людей после смерти очень сильно движет нами.
«Жизнь скоротечна, и надо бежать, чтобы успеть»
Высокий темп современной жизни поддерживает эту идею. Она еще периодически дополняется «обязательным» списком жизненных программ типа: родился, учился, женился, построил дом, посадил дерево, родил детей и т.д.
«Мы продолжаемся в своих детях»
Надо реализовать через детей все, что мы сами не смогли реализовать.

Возможно, вы в своей жизни тоже сталкивались с дискурсами, которые, как вам кажется, связаны с темой смерти и конечности жизни?

Это ведь не будет быстрой смертью, не так ли?

Виталий:
«Мне уже ..., а я ещё не ...» — это про программу, которая не реализуется, и что время упущено. Запросы про одиночество, сопровождающиеся словами вроде: «Я так и умру один».
Наташа:
Нужно успеть написать «нетленку», ту самую книгу, которая останется после меня. Долго эта идея меня имела, вроде бы отпустило.

Марина:

«Смерть — момент, когда всё заканчивается и человек исчезает», и противоположное: «После смерти наступает вечная жизнь, человек попадает «на тот свет».

История Лолы*
Небольшая история о том, как родилась карта
*Вымышленное имя
Однажды одна из моих собеседниц, назовем ее Лола, с которой мы тесно работаем уже достаточно долго, в ходе деконструкции влияющих на нее дискурсов пришла к вопросу собственной смертности и страхов, её сопровождающих. В тот момент Лола призналась, что прямо сейчас не готова идти в эту тему, но ей хотелось бы сделать это в следующую встречу. Для нее важным оказалось подготовиться к подобному разговору и она попросила меня прислать
ей варианты как можно это сделать и вопросы, которые предварительно она могла бы рассмотреть. Я задумалась (и думала всю неделю до следующей встречи) и поняла, что, как мне кажется, заранее подготовиться можно скорее в физическом плане – отдохнуть накануне, обуютить место встречи, взять теплый плед, налить горячий чай и тп. Но саму беседу (в виду сильной тревоги моей собеседницы) лучше все-таки начинать и проводить совместно с терапевтом или другим помогающим практиком.
Так я задумалась о том, что я, как терапевт, могла бы сделать для минимизации этой тревоги в процессе работы, как я бы могла сделать эту беседу безопасной и бережной для моей собеседницы. Я обратилась к идеям работы с Метафорами и к карте Пересочинения. И адаптировала их принципы для работы с экзистенциальной тревогой смерти. Кроме того, увидела возможность перехода к карте Восстановления участия в середине беседы и выход в укрепление предпочитаемой истории в конце.

Так родилась эта первая версия нарративной карты для беседы о смерти. Не исключаю, что она еще будет меняться в ходе практики и обсуждения с вами – и я буду рада вашим откликам и предложениям на этот счет.

Что вы имеете в виду, говоря, что это наша последняя сессия?

Карта нарративной беседы о Смерти
Начнем с общей схемы карты, которая у меня сложилась. Я ее образно разбила на 6 шагов:
1
Оценка уровня тревоги, связанной с темой смерти/конечности жизни (шкалирование), и способы позаботиться о себе и пространстве вокруг в процессе
На меня влияет идея, что не со всеми уровнями тревоги можно работать с этой картой, что когда тревога слишком сильная, граничащая с фобией или действительно это фобия, возможно, это не тот путь, по которому стоит пойти. Для себя вижу в среднем диапазоне от 2 до 7 из 10 баллов
2
Образ Смерти. Пересочинение образа Смерти
3
Вопросы, которые хотелось бы задать и которые важно было бы услышать
Мне захотелось пофантазировать, поразмышлять на тему того, какие вопросы мои собеседники хотели бы задать Смерти, а какие вопросы Смерть могла бы задать им
4
Влияние этих знаний на нашу жизнь. Собирание даров
5
Подведение итогов (встречи, а не жизни)))
6
Практика выхода из междумирья
Эту практику я утащила у Саши Уикенден. Кто знаком с доулами смерти, знает ее. Мне кажется, это классная практика, чтобы выйти из этой сложной темы после беседы
Опорные вопросы карты и практика

Я предлагаю вам на время выйти из идентичности нарративных практиков и войти в роль клиентов/собеседников и попробовать со мной вместе пройти по вопросам карты. Эти вопросы – опорные, их можно использовать не все, или в другой последовательности, ориентируясь в первую очередь на собеседника и его/ее историю. Но на данный момент я их сложила именно в такую последовательность.
Шаг I. Оценка уровня тревоги

  • Пугает ли тебя что-то, связанное с разговорами о собственной смерти, если да, то что и почему?

  • Как ты оцениваешь уровень своей тревоги, связанной с темой собственной смерти, по шкале от 0 (вообще не тревожусь) до 10 (сильная фобия)?

  • Что могло бы сейчас, в моменте, помочь тебе снизить уровень этой тревоги?

Здесь можно предложить обнять подушку, укрыться пледом, взять в руки кружку горячего чая и т.п. – физическая безопасность.
Наташа:
Когда увидела циферки в чате (от 0 до 5) поняла, что у меня довольно высокий уровень тревожности, наверное, в районе 7. Понятно, что я думаю время от времени о смерти. Последнее время я стала часто сталкиваться со смертью близких родственников и друзей. Когда я думала о том, что для меня снижает этот уровень тревожности, странно это или нет, но почему-то это всегда про возможность повлиять на то, что будет происходить после моей смерти — присмотреть участочек, рассказать, как я хочу, чтобы это было, какой памятник — что-то такого типа. Понятно, что это может происходить как угодно, всерьез я повлиять на это не могу. Но рассказать близким, которые готовы об этом слушать, про то, как бы мне хотелось, снижает уровень тревожности. Это интересное наблюдение за собой, не совсем ожиданное.
Отдельно очень нравится, что можно предложить обнять подушку, укрыться пледом. Это очень заботливо.
Виталий:
Что меня пугает — а как же мой сын и мои любимые люди будут после меня, как им будет житься? Уровень тревожности, когда я про это думаю, в районе 5. Его помогает снизить вера в то, что я своим важным для меня людям дал очень многое для того, чтобы они могли самостоятельно справляться, что они в целом такие же деятельные, самостоятельные и дееспособные, как и я, они могут с этим справиться и продолжать свою собственную жизнь по их собственным правилам. А еще мне конкретно помогает выйти из тревоги — это заметить жизнь, что она сейчас есть — светит солнышко, птички летают, что-то еще. Это наполняет жизнью, и понимаешь, что да, смерть будет, но сейчас столько жизни вокруг! Это действительно помогает снижать уровень тревоги.
Мне очень откликаются слова Виталика о том, что мы можем не только что-то сделать для себя в подготовке к собственной смерти, но и подготовить к ней своих близких — передать им свои знания, умения, мудрость, свою любовь (пример любви), и это все очень ценно. Это история про мою любимую идею «кругов на воде» – нашу возможность продолжаться в других людях благодаря своим действиям и своему отношению к ним.
Крис:
У меня есть любопытное наблюдение про себя. Я совершенно искренне и не бравируя отвечаю 0 и говорю о том, что меня, наверное, уже не пугает ничего. Понимаю, что это продукт большой работы, которая была проделана. Во многом это работа принятия различных экзистенциальных данностей по Ирвину Ялому, в частности, одиночество. Так сложилось, что я долго были в браке. Моя жена трагически погибла от ковида. Последние 5 лет нахожусь в самопартнерстве в отношениях с собой, много про это говорю, много это исследую. Понимаю, что чем больше нахожу комфорта и поддержки в идее, что я могу умирать одним, потому что я не планирую выбирать партнеров/партнерок. Я могу (и так и происходит) с какими-то важными жизненными этапами встречаться в одиночку, в частности, с вынужденной эмиграцией. Все это постепенно приближает к идее, которая кажется всё более умиротворяющей, что и в этот последний этап жизни я тоже перейду одним, но я уже знаю, как, у меня уже есть инструменты. Это во-первых.
Во-вторых, наверное, очень помогает идея, которая родилась у меня недавно то ли на одном из Death café, то ли на лаборатории Катерины Кочеричко. Возможно, потому что я нахожусь сейчас в протяженном путешествии и в эмиграции, смерть для меня тоже какая-то вынужденная эмиграция, но можно ее превратить в приятное путешествие, из которого мы не знаем, вернемся ли. Мы же не знаем, что там дальше — может, там интересный твист в сюжете. Такое ощущение, что я могу использовать какие-то свои навыки и путешествовать, например, свое любопытство, может быть, готовность не всегда быть в комфорте. Иногда в путешествиях много неприятного происходит, но какой-то важный уровень excitement-а, воодушевленности, энтузиазма есть, потому что это просто интересно, интересней, чем то, что уже было, что мы уже видели. Наверное, эта идея меня тоже поддерживает.
Трогательная история, которую рассказала Крис, и ее метафора Путешествия рождает вопрос на «подумать» — а что хотелось бы взять с собой в это путешествие?
Юля:
В теме смерти самое основное, что меня пугает — а кому все останется? У меня дедушка — начальник ансамбля Александрова, у него большое наследие (очень богатая коллекция всего — книг и пр.), и очень не хочется, чтобы оно просто затерялось. Тема смерти у меня связана именно с тем, что нужно все сохранить, передать следующему поколению, которого пока у меня нет. Страшно все это оставлять не пойми на кого. Так что у меня больше тревоги про материальное. А что помогает снизить тревогу — как Скарлетт О’Хара — я подумаю об этом завтра. Я откладываю эту мысль, думаю, что через какое-то время еще посмотрю, если будет беспокоить, буду думать, что с этим делать дальше.
Анастасия:
Меня в разговорах о смерти пугает ее внезапность. У меня просто папа умер внезапно, и я сама в плане своей смерти боюсь именно этой внезапности. Отсюда другие страхи, что внезапно что-то случится, и всё мое недоделанное кому-то останется — недоплаченные счета, неразобранные вещи. Я начинаю думать, зачем мне столько вещей, наверное, надо в какой-то минималистически стиль жизни уходить, чтобы потом не пришлось за мной разбирать. Сейчас Юля говорила про коллекцию своего дедушки. У меня тоже есть коллекция родительских книг, которую мне отдали — тома советских классиков и т.д. Я тоже думаю, а кому потом передавать? У меня тоже нет детей, эта болезненная история под вопросом.
Что мне помогает снизить уровень тревоги? Не знаю, не настолько она сильная, чтобы я что-то специально делала. Но думаю, что когда у меня возникают такие мысли, я запускаю приступ Золушки, начинаю все подчищать, убирать. У меня тревога по поводу смерти способствует наведению порядка в своих вещах. Эта мысль пришла буквально сейчас во время беседы на эту тему.
Мне вспоминаются слова Саши Уикенден, доулы смерти, о том, что «внезапная смерть» — это смерть, к которой мы не готовились. В плане организации (разбор документов, что-то еще) мне хотелось бы откликнуться личной историей. У моей лучшей подруги пару лет назад от ковида умерла матушка. И моя подруга, в процессе разбора документов и поисков необходимых данных, нашла маленькую мамину записную книжечку, где были написаны все пароли от всех электронных кабинетов и профилей, пин-коды от карт, и т.д. На тот момент для меня это оказалось просто «вау эффектом» — а что, так можно было? Это же так просто и так нужно в моменте. Я сразу побежала к своим близким – к родителям, мужу и бабушке, и сказала, чтобы они тоже завели себе такие маленькие книжечки и сказали мне, где они, в случае чего лежат. Это для меня очень важная история о том, как можно подготовиться даже к внезапной смерти, которая по правде может с каждым из нас случиться в любой момент. Такая классная подстраховка для тех, кто остается. И я очень благодарна за эту идею матушке моей подруги! И рада поделиться ею с вами. Так это знание и эта мудрость продолжают продолжаться и для меня и для других людей. И это тоже история про «круги на воде» даже после смерти.
Нина:
Есть ощущение, что тревожность на тему смерти звенит во мне и людях потому, что это неудобная тема для обсуждения, даже табуированная. Формирую сейчас гипотезу, что если позволять себе говорить об этом, лишнее напряжение просто уйдёт. Кстати, заметила, что у меня есть тревога за post mortem. О том, чтобы мою последнюю волю исполнили «как надо» без отпеваний и прочих религиозных штук. Чтобы кремировали и правильно отпустили.
Алиса:
Интересно, что я вначале подумала, что почти нет никакой тревоги по поводу смерти в обычной жизни, но, например, в турбулентности в самолете это прямо жуткий страх. И даже не совсем понятно, о чем он.
Наташа:
У меня страх смерти связан сейчас с вступлением в возраст, когда приходит понимание, что впереди меньше, чем позади, и я не знаю, сколько. И это придает остроту каждому дню и освобождает от многого.
Шаг II. Образ Смерти. Пересочинение образа Смерти.

  • Что ты представляешь себе, когда говоришь или думаешь о смерти? Если представить смерть как некий образ, персонаж, то как она выглядит, в каком виде предстает перед тобой в этот момент?

  • Это подходящий для тебя образ? Как он влияет на уровень твоей тревоги (усиливает ее, никак не влияет или уменьшает тревогу)?

Здесь можно поговорить о том, что в разных культурах существуют разные образы, и не всегда они пугающие или довлеющие.
Наташа:
Я была на вашей с Олей прекрасной встрече, где мы обсуждали такие вопросы, и у меня есть прямо готовый образ Смерти. Он не изменился с тех пор. Как понимаю, у меня это устойчивый конструкт — серое холодное нечто, скорее, сферической формы. Но когда ОНО приходит, может принимать любые формы, с ним могут любые метаморфозы происходить в виде кого-то конкретного. Оно само понимает по запросу, в таком виде нужно прийти. Но пока его никто не видит, оно ни к кому не пришло, это сферический сгусток. Его точно можно распознать по дыханию Смерти. У меня сразу такой образ возникает — сыро, мокро, обязательно холодно, неуютно и пробирает до костей, прямо могильная штука, будто на православном кладбище осенью. Но при этом ты понимаешь, что это неотвратимо. Если уж пришли, договориться как будто бы не получится — собирайся, пойдем. Но при этом нет тревоги. Я понимаю: «Пришли, ОК, ну, ё-моё! Прямо сейчас, серьезно?» — «Да, сейчас», и всегда спокойным голосом.
Подходящий ли мне этот образ? Думаю, что да, но что-то хочется немножечко подкрутить. На уровень тревоги, думаю, он не сильно влияет. Он такой, и мне даже как-то спокойней становится. Я понимаю, что по этим ощущениям я могу понять, что это ОНО, это шарообразное, значит, пора.
Наташа:
У меня хулиганский образ Смерти — не она и не он в черном балахон на мотоцикле, с бритым затылком, конечно, с косой. Но хулиганистость, громкая музыка, очень много драйва мне нравятся. Уровень тревоги она однозначно снижает, потому что предлагает приключения, какое-то движение в неизвестность, что я очень люблю.
Нина:
О, какой чудесный вопрос! Кажется это будет моя мама. Она меня сюда привела. Она меня и уведет дальше.
Марина:
Наверное, впервые в жизни поняла, что у меня нет образа смерти, как образа живого человека, животного или еще чего-то. У меня всегда был образ, что это вспышка света. Может быть, как раз снижает мою тревогу то, что это быстро — я вижу эту вспышку и коридор (туннель, переход) куда-то. Дальше я уже спокойно иду, или даже меня туда втягивает. Такой совершенно не антропоморфный и не изоморфный образ. Наверное, это как раз снижает уровень моей тревоги, потому что это не что-то страшное или необычное. Вспышка света может быть привычным нам явлением природы, как молнией. Такой утешительный образ, скорее, успокаивает — да, это вспышка, это быстро, и я иду туда, куда нужно идти.
Виталий:
Вспомнил историю, которая связана с моей семьей, а именно с моей прабабушкой. Когда я был еще подростком, мы как раз с ней беседовали на тему смерти. Прабабушка родилась в 1909 году, прожила 95 лет. Она говорила, что очень ждет смерть, потому что в ее жизни было столько всего! Она пережила и революцию, и голод (даже не один), первую и вторую мировые войны, потерю супругов, детей. Но, в том числе, там было много хорошего. То есть настолько много всего, что она уже устала, хочет отдохнуть, и ждет, чтобы смерть принесла ей расслабление. Из-за этого у меня сразу возник образ Смерти, как переход в другую реальность, в которой действительно есть расслабление, покой, успокоение — состояние, как в глубокой медитации — оп! — и ты там. Поэтому нет какого-то образа как персонажа, а есть образ перехода из одной реальности в другую, как некий портал, который сам надвигается, и там расслабление.
Наташа:
У меня получился образ похожий на человека в костюме, как в латиноамериканском празднике мёртвых, забыла как называется. И пугает и веселит одновременно. Тревогу снижает.
Юля:
У меня образ не столько представляется, сколько виделся. Я часто вижу сны, и однажды мне приснился сон про Смерть. Он мне вполне себе подошел. На меня очень влияют религиозные азиатские контексты про Шинигани, бога Смерти. Там была главная Смерть и ее помощники. Они как будто идут вместе с тобой в необычный, странный период, когда ты ничего не понимаешь. Во сне они выглядели как люди, если честно, довольно бюрократизированные — очень ответственные, надежные сотрудники, как в хорошем МФЦ. Ты говоришь: «Ничего не понимаю, где мои документы?» — «Мы сейчас вам все объясним. Это так и так, вам туда-то и туда-то, с вами случилось то-то и то-то». У них были столы, за каждым сидел человек. Кто-то говорил: «Мне надо сделать последний звонок, рассказать, где моя книжечка» или «Я выиграла в лотерею, подождите, надо передать своим». У меня тревога уменьшается, потому что если представить, что так и будет, в этот момент я точно буду дезориентирована, мне нужен будет помощник, который мне просто объяснит, что происходит, и что дальше. Также была главная Смерть, их начальница — женщина с офигенно красивыми длинными белыми волосами, как у Рапунцель, с голубыми глазами, очень спокойная. Она следила, чтобы ее помощники делали хорошо свою работу, и я не беспокоилась в этот момент.
Такой сон мне приснился, и я подумала, что если так все будет, то нормально, мне подходит.
Метафора «Смертельного МФЦ» произвела на всех участников встречи большое впечатление. А я сразу вспомнила забавный подростковый сериал – «Мертвые как я» – рассказывающий истории про жнецов Смерти, которые встречают души умерших людей и помогают им переправиться дальше. В этом сериале безумно классная заставка, которая мне нравится даже больше, чем сам сериал. В ней классно обыграны образ смерти, который присутствует в повседневной жизни рядом с каждым из нас.
Наташа:
Смертельный мфц — это шедевр!!!
Юля:
Мне кажется, я буду человеком, который будет додалбываться до них — а здесь какие документы? А это почему так? А как это устроено?
Виталик:
Прям вспоминается книга Евгения Бенилова "Человек, который хотел понять всё" - там вся история начинается с того что главный герой умер. И там тоже бюрократия, регистратура и тд)) Очень рекомендую эту книгу.
Следующие вопросы, скорее, для тех, для кого образ Смерти изначально неподходящий, тревожный, вызывающий негативные чувства. Но мне кажется, что даже изначально подходящий образ можно развернуть и насытить благодаря им.
Шаг II. Опорные вопросы

  • Как ты думаешь, если бы ты мог(ла) сейчас выбрать менее тревожный/страшный/пугающий и более подходящий тебе образ Смерти или внести изменения в существующий образ, то как бы она могла тогда выглядеть?

  • Если представить, что в момент завершения жизни к тебе придет некий образ, персонаж, фигура – как тебе хотелось бы, чтобы он/она выглядел(а)?
Наталия:
Мне захотелось сделать изменения. Когда разное слышишь, что-то хочется себе сразу взять. Мне бы подошло, если бы мне приходило уведомление из «смертельного МФЦ» о том, что вас ожидают — есть время подготовиться. Я еще подумаю, за какой период об этом можно уведомить изначально, допустим: «Вас ожидают в пятницу, в 00» — «Ну, ладно», или «Я занят в пятницу, давайте через неделю поговорим об этом».
Шаг II. Опорные вопросы

  • Как ты мог(ла) бы назвать этот более подходящий образ? Мог(ла) бы ты дать ему/ей имя?

  • Что в этом образе (во внешнем облике или в действиях – могло бы поддерживать тебя, давать тебе опору, и ощущение спокойствия и естественности происходящего? Почему для тебя это важно? Кто в твоей жизни дает или когда-либо давал тебе похожие ощущения?

Здесь мне видится возможность гармоничного перехода к карте восстановления участия при желании.

»
Шаг III. Вопросы, которые хотелось бы задать и важно было бы услышать.

  • Представь, если бы сейчас ты мог(ла) встретиться с этим образом здесь со мной, в безопасной и ни к чему не обязывающей обстановке, о чем тебе хотелось бы поговорить с ним/ней? Какие вопросы ему/ей задать? О чем, может быть, рассказать?

  • Почему ты выбрал(а) именно это? Что важного для тебя обнаруживается в этих вопросах/словах? Какие твои ценности проявляются в них?
Крис:
Мне вдруг стало ужасно интересно, видимо, вследствие нашего обсуждения, общаются ли разные смерти между собой? Например, «смертельное МФЦ» всех нанимает, или есть неподходящие сотрудницы, которые работают на фрилансе? Мне почему-то кажется, что у меня абсолютно бесконтрольно-фрилансерская смерть. Я представляю себя же, правда, без мотоцикла (это единственное, что мне не очень подходит), но точно с бритым затылком, с татуировками, которых, думаю, к моменту старости будет очень много. Это какая-то старенькая версия меня со всякими своими штучками, которая сама очень вольно решает, что вообще делать, с кем-то договаривается. Поэтому любопытно, может быть, у них есть «смертельный профсоюз», есть ли какие-то общие протоколы, или что-то, с чем они не согласны, и можно выбрать, каким образом действовать.
Сразу перейду к самому любимому вопросу про ценности. Для меня в этом проявляются ценность выбора. Мне важно не столько контролировать, сколько понимать, что даже самый последний мой жизненный этап находится в соответствии с моими ценностями, что здесь может проявляться моя свобода воли и право с чем-то не соглашаться, что-то опротестовывать. Я точно не буду опротестовывать время, я прекрасно понимаю, что как придут, так придут. Но хочется по другим вопросам тоже понимать возможность своего авторского участия.
Мила:
Я бы задала вопрос, и это действительно меня беспокоит — а как я узнаю, что уже там? Иногда я думаю про такой концепт, что, возможно, я уже умерла, и моя жизнь — это что-то типа перерождения, можно идти дальше, а я пытаюсь лапками барахтаться и что-то делать. А вдруг я сейчас не поняла? Как я узнаю, когда это начнется? Наверное, это что-то про ценность принадлежности, мне кажется. Это непросто описать. Или, возможно, тупо про контроль тревожности, и нет там более высоких штук. Но мне правда жутко любопытно.
Наташа:
А я сразу зацепилась, что можно с тобой здесь в безопасной обстановке об этом поговорить. Я прямо вижу, как мы сидим втроем за столом — ты, я и Смертушка, которая умеет с собой всякие метаморфозы производить. Сейчас она очень красивая женщина средних лет. И ощущение, что мы все на равных. Мы пьем чай и нам по кайфу — никакого напряжения нет. В такой светской беседе хотелось бы расспросить, как ей вообще живется, чувствует ли она себя живой или мертвой, как она вообще приходит, выбирает ли людей или люди выбирает ее, слышит ли она какие-то голоса, призывы от людей, как ей спится по ночам, если спится? Есть ли у нее периоды, когда она не работает в конце концов?
Крис, спасибо за идею. Мне бы тоже было интересно спросить, есть ли какие-то взаимоотношения между разными смертями, потому что кажется, что они, правда, разные все. И почему именно такая смерть у такого человека? Я ее выбираю, или она меня? Можно ли как-то на это повлиять? Эта информация меня интересует не только из любопытства, но и из контроля тоже. Как будто бы более ясное понимание, как все устроено, позволит мне понять, сколько у меня еще есть времени? Если это происходит вот так, что я могу сделать — не то, чтобы отсрочить, но чтобы успеть сделать важное даже на последних минутах, часах — вспомнить о близких, сказать напутствия, теплые слова, то есть доделать здесь все по максимуму, чтобы на последнем выдохе было ощущение, что я сделала всё, что хотела и могла, и уже готова к переходу.
Юля:
У меня был еще один сон, что мне из МФЦ пришло уведомление: «Юля, ты умрешь в 50 лет. Ты прожила свою жизнь хорошо — давай» — «В смысле? Нет!» Если бы у меня была возможность, я бы позвонила и предложила договариваться. Я бы всю наглость свою взяла и сказала: «Мне не подходит, давай отодвигать сроки, дедлайны — я живу лет до 80, я еще не успела съездить в эту страну, покушать эти блюда, и вообще я здесь на курорте, не мешай мне отдыхать, я кайфую. Придешь попозже!» Если бы ее что-то не устраивало, мы бы это обсуждали и договаривались, я бы выторговывала себе года жизни.
А еще в моем сне отпусков у смертей не бывало. Но они между собой общаются, кто-то дружит, кто-то не дружит, все разные.
Наталья:
Представила себе тусовку смертей))
Евгения:
Интересный взгляд. Все эти смерти используют разные подходы. Интересно, есть ли нарративные смерти? )
Крис:
Если нет, то я хочу точно помочь им появиться)
Шаг III. Опорные вопросы

  • Как ты думаешь, а какие вопросы могла бы задать Смерть, этот ее образ, тебе? О чем, может быть, пригласить тебя задуматься или куда предложить направить фокус твоего внимания?

  • Как ты думаешь, почему важно думать или говорить об этом? Есть ли у тебя ответы на эти вопросы или какие-то предположения, идеи?
Наташа:
«Наташ, все успела?» — ей интересно, я все, что хотела, сделала или нет. Она искренне интересуется мною. По сути, ей просто интересно, но не более того. Не знаю, сможет ли она что-то поменять, но живое участие в ней есть к моей истории. Это про то, что мне важно успеть, и даже важно, чтобы Смерти было важно, все ли я сделала — двойная важность со всех сторон.
Наташа:
А у меня она бы спросила: «Ну, как тебе Жизнь?» Это переворачивает картинку, как будто Жизнь становится ее подарком, чем-то, что она для меня сделала. Это про то, что я хочу получить в итоге. Это не про «достигаторство», а про посмотреть с другой стороны. Не знаю, как мне удалось сформулировать то, что я вижу изнутри. Это не про посмотреть взглядом антрополога на Марсе, а про Жизнь, как подарок Смерти, про то, что мы умираем, потому что мы живые, что если бы мы не умирали, мы бы и не жили. И это подарок.
Юлия:
Вопрос от смерти: «А на горы посмотрела? А в море покупалась? Ну, как тебе?» — как владелец отеля, который хотел, чтобы отелем насладились)
Крис:
Она бы спросила меня, как я хочу перемещаться в этот новый этап? Чего мне хочется и что мне подойдет больше?
Анастасия:
Вопрос от смерти: Не все ли успела, а То ли ты успела сделать, что действительно хотела?
Шаг III. Опорные вопросы

  • А каким/ой, как ты думаешь, Смерть, ее образ, хотел(а) бы увидеть тебя, когда придет время вашей встречи?

  • Что ты мог(ла)/хотел(а) бы сделать при жизни, чтобы эта встреча, которая однажды случится, стала приятной для вас двоих?
Крис:
Не могу не вспомнить чудесный ролик Саши Уикенден, где она — прекрасная, с божественно прозрачной кожей, волосами, теплая и нежная — приходит с косой к разным людям и встречает разные реакции. Мне очень понравилась реакция не испуга, не попытки убежать, а широко раскрытые двери и приглашение зайти, присесть к столу с плюшками и чаем. Мне хочется, чтобы когда Смерть пришла, у меня все было готово и веганские сладости были на столе.
Марина:
Подумала, что у меня образ безличный, но мне все равно кажется, что в этой вспышке есть какой-то вопрос, например, «Ты готова или нет?» Как будто, если не готова, то ладно, отыграем чуть-чуть обратно. Спасибо за вопросы. У меня не было представления, что у меня должна быть какая-то готовность. Хочется об этом подумать. Первая реакция — я что-то завершила, кому-то помогла, родным-близким уже отдала все, что могла, возможно, что-то сделала для себя, для развития своей души, если построить полурелигиозную картину, которая мне в принципе близка — да, мы здесь для того, чтобы сделать что-то для ближних, но и для себя, для развития своей души. В конце концов, доставить ей удовольствие, ублажить душу, которая послана в мир, и надо, чтобы она тут хорошо развлекалась. Этот вопрос мне очень близок, буду еще думать.
Наталья:
Очень отзывается про готовность. Как будто мы условились встретиться в определенное время в определенном месте.
Шаг IV. Собирание даров

  • Как это знание может повлиять на твою жизнь и на твои отношения с тем, что однажды она завершится?

  • Опираясь на то, о чем мы поговорили, как тебе хотелось бы провести оставшееся время твоей жизни? Каким смыслом хотелось бы наполнить это время? Какие твои умения и навыки могли бы тебе в этом пригодиться?

  • Что станет доступным для тебя, если ты будешь оставаться в контакте с этими знаниями?
Нина:
Сейчас, когда мы говорим о смерти, вопрос тревоги прямо улетучивается. У меня есть опыт встречи со смертью лицом к лицу. Это смерть моей матери, которая ушла у меня на руках. Это меня хорошо трансформировало. Понятно, что было горевание, но я прямо помню свое измененное состояние, трансформацию. Так как я занимаюсь соматическими практиками, было ощущение большого контейнера внутри. Это давало дополнительную опору. В этом контейнере было много покоя. Основная мысль была, что кроме смерти все фигня. С чем угодно можно встретиться в этой жизни и как-то это пережить. Пока это еще не конец, не game over, как-то можно трепыхаться, что-то делать, не сдаваться, грубо говоря. А как только приходит смерть, тут уже все. В этом смысле у меня было освобождение от очень многих жизненных тревог, когда ты понимаешь, что не страшно проявляться, что-то говорить, начинать что-то заново. Появляется смелость, основанная на этом спокойствии и уверенности, что да, все конечно, самое важное и страшное — это смерть, а все остальное тебе по плечу. Сейчас, когда мы говорим о смерти, я снова начала улавливать это состояние.
К вопросу, какой мне хотелось бы прийти к смерти, какой бы ей хотелось меня увидеть — я не знаю, мне кажется, она любых принимает. У нее такая задача — всех встречать. Она как природа нелицеприятна, всех примет. Но мне бы хотелось, чтобы она хотела меня увидеть равной ей по внутреннему состоянию спокойствия, такой же вместительной и вмещающей в себя вообще все, что есть.
Марина:
Благодаря тому, что мы разговариваем сейчас о смерти (в моем кругу вообще как будто бы не принято подробно об этом говорить), это снимает действительно большую часть тревоги. Если обратиться к вопросу, что мне становится доступным, когда мы так поговорили, ценно осознавать, что если я буду об этом помнить, оставаться в контакте с этим знанием о своем образе Смерти, то становлюсь как будто менее тревожным человеком относительно этого знания, и как-то могу других поддерживать, когда кто-то приходит ко мне с этим вопросом или близкие пожилые люди невольно фонят какую-то тревогу. Я могу даже начать об этом говорить. Это очень ценная практика.
Нина:
Когда встречаю людей, знающих смерть, вижу в них особую глубину и чувство единения улавливаю. Как участники тайной ложи)
Таня:
При встрече «лицом к лицу» со смертью становятся видимыми возможности и важности твоей жизни.
Шаг V. Заземление

Очень важно бережно и не торопясь подняться с глубины на поверхность. Вернуться в здесь-и-сейчас, почувствовать жизнь. И конечно подвести итоги беседы.


  • Как ты сейчас себя чувствуешь? Что происходит с твоим телом? Куда направлены твои мысли?

  • Что было самым важным для тебя в этом разговоре? Что было самым сложным, а что, может быть, вдохновляющим?
Крис:
Я себя чувствую прекрасно. Мне кажется, в идеале, если завершается что-то одно на тему смерти, обязательно что-то другое начинается, потому что в последнее время это самая поддерживающая тема. Конечно, не могу отпустить теперь мысль, идет ли там какой-то процесс набора персонала, потому что мне бы очень хотелось, например, стать нарративной смертью. Поскольку я очень люблю свою работу и свою подростковую аудиторию, мне почему-то кажется, что совсем юным персонам было бы классно встречать кого-то, что называется «off bit» — немножко странных, крепастых, квирных, и понимать, что смерть может быть и такой тоже, у нее в кармане может лежать какой-то гашиш. Контекст — в Латинской Америке это легально. Мне кажется, так умирать гораздо менее страшно. Я спрашивала многих пожилых людей, они все с опорой на марихуану размышляют о будущей смерти. Кажется, это тоже сильно облегчает тревогу. Сейчас ощущение предвкушения, любопытства, интереса только усилилось.
Марина:
У меня сейчас инсайт, как всегда после нарративных встреч с Ксюшей. Я осознала, что могу себе позволить в какой-то момент о смерти не думать и не тревожиться, а когда есть принимающая атмосфера, повод и намерение о ней поговорить и подумать, то я могу о ней думать почти без тревоги, как сегодня. Для меня стало открытием, что это выбор, а для меня очень важна ценность выбора. Я могу выбирать — когда, в какой обстановке, в какой атмосфере об этом думать, осознавать, принимать.
Шаг VI.


  • Поблагодарить себя за проделанную работу, можно обнять себя. :)

  • Поделиться способами позаботиться о себе после беседы (выход из междумирья). Что из этого откликается и что хотелось бы сделать для себя по завершении беседы?
Руководство по выходу из междумирья
От Саши Уикенден
Что можно сделать после встречи, чтобы поддержать себя:
•       Вкусно есть
•       Принимать ванную
•       Баловать тело
•       Покупать приятные / давно желанные вещи, цветы
•       Украшать себя
•       Сводить себя на свидание
•       Жечь восковые свечи
•       Дать себе отдых
•       Лежать, если хочется лежать
•       Внимательно прислушиваться к своим желаниям и дополнять этот список.

«Кажется, я догадался, почему нам не оставляют отзывов в интернете!»

Крис:
Ксения, я впервые на ваших встречах. Вы сказали, что это ваше первое публичное выступление. Но вы создаете волшебную атмосферу, которая перемещает в какое-то пространство одеялка. Для меня это прямо супер-ценно. Спасибо.
Отдельное спасибо за чудесную карту. Если бы я ее встретила в какой-нибудь нарративной книжке, я бы подумала — ох, наконец-то! А тут еще удалось почувствовать себя в соавторстве.
Наташа:
Мне хотелось только одного — больше времени, потому что столько идей! Мы пропускали некоторые вопросы, но не было ощущения незавершенности, все-таки выстроенный концепт у меня остался. Самое главное понимание, с которым я ухожу — о смерти можно говорить по-разному.
Анастасия:
Здорово, что можно вот так с юмором, через образы и их динамику разговаривать о смерти. Это точно снижает тревожность, вызывает улыбку. Мне кажется, из этой карты могла бы родиться нарративная коллективная практика. Хотелось бы продолжить размышлять и говорить.
Наташа:
Я тоже хотела сказать про совершенно теплую чудесную атмосферу. Спасибо тебе большое за то, что ты делаешь возможным поговорить на такую чувствительную тему в таком формате. Для меня это очень ценно. Моя любимая метафора, что жизнь — это приключение. Сегодня я подумала, что собственная смерть — тоже вполне себе приключение. Я ухожу сегодня с этой вдохновляющей идеей.
Наташа:
Присоединяюсь ко всем, кто говорил про атмосферу. Ине кажется, это твоя суперсила — какая бы тема не была, но «главнее всего погода в доме, а все другое — суета». Кажется, что смерть — это всегда горе, переживание. Но я ухожу с волшебным ощущением того, смерть — это духоподъемная история. Мы столько разного посмотрели сегодня — Смерть на мотоцикле, смертельный МФЦ. Одним из самых больших и важных для меня вопросов, который я заберу с собой — это посмотреть на Жизнь, как на подарок Смерти, что надо в принципе не забывать об этом. У меня ощущение, что у нас сегодня был праздник Смерти. Спасибо большое.
Дорогие друзья, я благодарю вас за то, что дочитали эту статью по итогам моей открытой встречи о Смерти в Нарративной Мастерской. Полную карту можно скачать здесь. Пользуйтесь на здоровье и дорабатывайте под себя.

Если у вас остались вопросы, предложения, комментарии, или появилось желание поработать со мной, вы всегда можете написать мне напрямую. Я буду рада любому формату взаимодействия. До новых встреч!

Контакты
Telegram: @kosa_art
Мой TG канал (о жизни, не о смерти))) – @kosa_soul